Государственный земельный фонд
Экономическое значение фонда было вторично, гораздо важнее было предотвратить его от попадания под власть общины. К сожалению, в законах не прописано налогообложение земель, это многое дало бы.
Параграф 38 – “Из поля, сада и дома которые он покупал и приобретал, он может отписать своей жене и своей дочери, а так же отдавать за свою долговую расписку”. Этот параграф говорит не только о праве купли-продажи земли в целом, но находясь между статьями, посвящёнными государственной земле, говорит о праве покупать государственным служащим землю из общинного фонда. Это остро противоречит раннее упомянутому параграфу 71. Непонятно почему служащим можно было становится авелумами, а авелумы мушкенумоми нет. Если учесть, что служащий, купив землю в общине, берёт на себя повинность по общественным работам и де факто становится членом общины, то уже может называть себя авелумом. Но обратная связь запрещена законом 71. Логика была бы понятна, если бы держатель государственной земли и должности передавал бы это по наследству старшему наследнику, но изначально независим от общины, то есть, заинтересован в государственной службе, а вот авелум, т.к. он изначально зависим от общины, не мог стать служащим, не порвав с ней, т.к. стал бы просто проводником интересов общины. Если это так, то понятно, почему закон не защищает общинную землю, а только государственную, ведь мушкенум, купив землю общины, становится её членом формально. Но это уже вопрос отношения сословий между собой.
Если продолжать тему охраны земли, то стоит упомянуть параграфы 30,31 и 34. Параграф 30 – “Если либо редум, либо баирум из-за илька бросил своё поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой захватил его поле, его сад и его дом и в течение трёх лет нёс его ильк, то если тот вернётся и потребует своё поле, свой сад и свой дом, они не должны быть отданы, только тот, который захватил их и нёс его ильк, может нести его и впредь”[1] и параграф 31 – “ Если он удалился только на один год , затем вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом, пусть он сам несёт свой ильк”[1]. Закон защищает воина и землю внутри системы государственного землевладения. Скорее всего это связано с тем, что Хаммурапи понимал, что войско это инструмент, мощный и действенный. Потому и из всех служащих, только земля воина защищается столь рьяно. Особенно в параграфе 34 – “Если декум или лубуттум забрал добро редума, притеснил редума, отдал редума в наём, предал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот декум или лубуттум должен быть казнён”. Под подарком и добром можно понимать, наверно и землю воина. Закон ограждает имущество, которое принадлежит государству и дано во владение редуму, от посягательств посторонних и чиновничьего произвола. В совокупности это самое защищённое сословие, ничьё имущество, пусть даже и в условном владение, так не защищается, тем более что вряд ли это имущество отбиралось без веских оснований. Подводя итоги, можно сказать, что законодательство, согласно выше приведённым законам, чётко и твёрдо защищает государственный фонд от разорения, как со стороны служащих, так и со стороны общинников. В частности поддерживает порядок воинской системы чрез права воинов на землю, делая войско чрезвычайно сильным и заинтересованным в службе с исключительными правами. Именно изъятие государственных земель из оборота, запрет любых действий направленных на получение личной выгоды, создаёт границы этих земель от общинных. В законах нет упоминания о сдаче в аренду государственного надела дословно, и, наверное, делать этого было нельзя. Данных по этому поводу нет. В целом, законы о государственной земле, наиболее ясные и не порождают вопросов без ответов, хотя и касаются в основном воинов, а не тамкаров, надитум, ремесленников и прочих служащих.
Первый поход татаро-монголов в Восточную Европу и разгром аланов и половцев
Начальным этапом завоевания татаро-монголами стран Западной Азии и Восточной Европы был поход в Среднюю Азию. Поход начался в 1219г. и был направлен против государства хорезмшахов, в состав которого входила большая часть Средней Азии, нынешний Афганистан, почти весь Иран. Несмотря на героическое сопротивление местного населения, монголь ...
Значение петровских преобразований.
Когда думаешь о петровских реформах, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения – с применением фактически почти неограниченного насилия. Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственн ...
Образование Казахской АССР
После установления Советской власти на национальных окраинах бывшей российской империи, в том числе и Казахстане, встал вопрос об образовании советской национальной государственности.
Первой Советской национальной республикой на востоке страны явилась Туркестанская АССР, провозглашенная на V съезде Советов Туркестана. 30 апреля 1918 го ...
Разделы