Государственный земельный фонд
Страница 1

Материалы » Земельные отношения в древней Месопотамии » Государственный земельный фонд

Прежде, чем разбирать законы, касающиеся государственного земельного фонда, стоит сказать, какого было его предназначенье. В древнем Междуречье этот фонд распределялся между чиновничьим, воинским и жреческим сословием. В предыдущей главе было упомянуто, что общинное землевладение не могло перейти в государственное. Об этом можно судить по параграфу 71 – “Если человек отдаёт зерно, серебро или другое добро за ильковый дом, принадлежащий дому его соседа, который он купил, то всё, что отдал, пропадает, а дом он должен вернуть его хозяину. Если этот дом не имеет илька, то он может его купить, за этот дом он может отдавать зерно, серебро или другое добро”. Как известно ильк это повинность, наложенная на землю. Из этого закона следует, что авелум, по неизвестным причинам, не мог купить эту землю и нести повинность. Наверное, ряды государственных служащих пополняли только те, кто ушёл из общины. Но внутри государственного фонда земля с ильком могла свободно продаваться. Об этом гласит параграф 40, но почему- то противоречит параграфу 36. Параграф 40 – “Надитум, тамкар, и несущий другой ильк может продавать за серебро своё поле, свой сад и свой дом, покупатель же должен будет нести ильк за поле, сад и дом, который купил” Параграф 36 – “Поле, сад или дом, принадлежащие баируму, редуму или другому человеку, несущему повинность, не могут быть проданы за серебро” Непонятна логика составителя закона, что имелось в ввиду не ясно. Может в параграфе 40, имелись в виду только определённые должности, которые имели право продавать свою землю и должности заодно, а в параграфе 36 это запрещается делать воинам. Но тогда непонятно кого имеют в виду под “другим человеком”. Следует обратиться к исследованиям. И.М.Дьяконов под ”другим человеком” в параграфе 40 усматривает царских ремесленников[1]. Тогда в параграфе 36 запрещено продавать всем, кроме тех, кто, упомянут в параграфе 40. Вполне логичное объяснение.

Значит, воинская служба была “вечной”, но, избавится от государственной службы, могли только высшие чины. В целом, несмотря на нелёгкую службу воина, законы чётко защищают его права на землю. Особенно ясно об этом гласят параграфы 28 и 29. Параграф 28 – “Если сын редума или баирума, который был угнан в плен при поражении царя, в состоянии нести ильк, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несёт ильк своего отца” и параграф 29 – “Если сын его мал и он не в состоянии нести ильк своего отца, третья часть поля и сада должна быть отдана его матери, и пусть его мать растит его”. Можно сказать, что воинская служба была наследственной, несмотря на условное владение землёй семья воина была защищена от голода. Закон защищал не только семью воина, но и права самого воина на землю. Параграф 27 гласит – “Если редум или же баирум при поражении царя был угнан в плен, и после него его поле и его сад отдали другому и тот нёс его ильк, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад, только он сам должен нести свой ильк”. Вполне вероятно, что выше приведённые законы косвенно охраняли государственную землю от перехода её к третьим лицам и охраняли наделы от размельчения. Напрямую об охране земли гласят параграфа 37 и 38. Параграф 37 – “Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему повинность, то его документ должен быть разбит, а своё серебро он теряет, поле, сад или дом он обязан вернуть его прежнему владельцу”, параграф 38 – “Редум, баирум и другой человек, несущий повинность, не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька, а так же не может отдавать их за свою долговую расписку”. Законы несколько раз, как мы видим, упоминают, что государственная земля не может быть продана, отдана за долги, наследована. Подобная жёсткость может говорить о том, что назначение государственного фонда связано с контролем служилого сословия, а ни получения дохода с этой земли.

Страницы: 1 2