Общинное Землевладение
Страница 3

Законы об аренде в достаточной степени подробны. Частично они помогут и разобрать вопрос о владение с точки зрения аренды. Аренда, как известно это имущественный наём за определённую плату. Исследования по аренде земли не дают ничего нового, поэтому дело имеем только с законами. Прежде, чем приступить к их разборке, стоит заметить, что эти законы в значительной степени подтверждают наличие частной собственности. Но так ли это. Параграф 42 гласит – “Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в непроизводстве необходимой работы на поле, а затем он должен будет дать владельцу поля зерна в соответствии с урожаем соседей”. На первый взгляд закон прост в своей формулировке и всё кажется ясным. Мне кажется, что это не так. Если придерживаться версии частной собственности, то возникает вполне разумный вопрос – если авелум заплатил серебром за аренду, то какая разница, вырастил он урожай или нет? С какой стати закону вмешиваться в отношения частного собственника с не собственником, при учёте, что был составлен договор аренды, а в законодательстве договор по тому или иному поводу присутствует часто. Закон понятен, если речь идёт о доле урожая, но закон 42 об этом молчит. Хотелось бы воздержаться от вольной трактовки закона и приписывать ему то, чего в нём нет. Имеет смысл привести в пример и параграф 47 –“Если землепашец, поскольку он в прошлом году не выручил даже своих расходов, сказал: поле я вновь обработаю. То владелец поля не должен возражать; только его землепашец может обработать его поле, а вовремя жатвы он возьмёт зерна согласно своим обязательствам”. И опять закон вмешивается в отношения собственника с арендатором. Можно сказать, что Хаммурапи защищал уязвимую часть населения, но это и разрушает до основания частную собственность, частная собственность заканчивается там, где начинается государство, а Вавилонские законы активно участвуют в этих отношениях. Хотелось бы заметить, хотя напрямую это к теме не относится, что перевод законов Хаммурапи не точен, там, где говорится “владелец поля”, следует читать “сыновья полей”. То есть в законах об аренде, ни о каких владельцах и речи не идёт. Но это лишь замечание к переводу и нельзя сказать, что это важно. К сожалению, в этих законах отсутствует детализация, а вопросов много.

Например, не ясно, насколько полно мог распоряжаться землёй частный владелец или арендатор. Мог ли он, к примеру, вырубить сады и посеять пшеницу, или вообще ничего не делать с ней. Складывается впечатление, что ограничения по распоряжению были.

Что интересно, в Вавилонии придавалось значение типу арендной платы. Параграф 46 гласит - “Если он не получил арендную плату за своё поле или он отдал поле из половины или из третьей доли урожая, а затем Адад затопил поле или половодье унесло урожай, то землепашец и землевладелец должны поделить зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии с условиями договора” и параграф 45 – “Если человек отдал своё поле землепашцу за арендную плату и получил арендную плату за своё поле, а затем Адад затопил поле или половодье унесло урожай, то убыток принадлежит только землепашцу” Судя по этим законам факт оплаты, был очень важен. Наверное, если человек оплатил аренду, то за поле он отвечает лично, если ёще нет, то ответственность делят поровну. Опять-таки не в пользу частной собственности. Значит, тот, кто уплатил аренду, как бы становится временным владельцем, а тот, кто сдал землю в аренду, условно говоря, отстраняется от неё, на время этой самой аренды. Интересно, из этого следует, что тот, кто несёт и берёт ответственность за землю и является владельцем, со всей тяжестью ответственности, а другой не имеет права вмешиваться. Это подтверждает и ранее упомянутый параграф 47. Но противоречит параграфу 43 – “Если он вовсе не обработал, а забросил его, то он должен дать владельцу поля зерна в соответствии с урожаем соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить на борозды, взборонить и вернуть владельцу” и в большей степени параграфу 44 – “Если человек арендовал на три года залежную землю для вспашки, но он был нерадив и не вспахал поле, то на четвёртом году он должен разбить поле на борозды, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля, кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля”. К сожалению, нет упоминания о типе арендной платы, серебром или зерном, наверное, в данных случаях это было не важно, или имелось в виду зерно.

Страницы: 1 2 3 4

Авеста
Авеста складывалась постепенно, в течение длительного времени. В сасанидское время Авеста состояла из 21 книги, излагающей мифологические и религиозные представления иранцев. Но эти сведения сохранились далеко не полностью. В окончательном виде она была собрана, канонизирована и зафиксирована пехлевийским письмом зоорастрийскими жрецами ...

Идейные и политические взгляды и действия  Клеменса Лотаря Венцеля Меттерниха во время его политической деятельности
В 1798—1799 годах Меттерних в качестве личного секретаря отца, а за­тем уполномоченного католической части вестфальской графской коллегии, Принимал участие в Раштаттском конгрессе, призванном установить новые границы между Францией и Священной Римской империей германской нации. Однако достичь компромисса не удалось. Впрочем, Меттернихи ...

Культура.
Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна мало. Источником ее изучения является русский язык, который в то время был близок другим славянским языкам. Неисчерпаемая сокровищница народной мудрости – фольклор. Не сохранились произведения народной словесности, которые с достоверностью модно было бы ...