Одежда и обувь восточнославянских народов. Мужская одежда
Страница 2

Материалы » Материальная культура восточных славян » Одежда и обувь восточнославянских народов. Мужская одежда

Полотняная подкладка на груди и спине рубахи от плеча до пояса распространена у всех восточных славян. Кое-где сохранился старый тип рубах без подкладки, тем более, что сборки у ворота затрудняют её пришивание. Плечи чаще всего прошиваются стрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки, напоминающие погоны, так и вышитые вставки – уставки.

Старинные мужские рубахи обычно отличаются своей длиной. Они бывают до колен, а иногда ещё длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья, либо с обшлагами. Этот последний вид преобладает у украинцев и белорусов, у русских же встречается крайне редко.[7]

Поверх лёгких одеяний славяне в X и XI веках надевали более тяжёлые верхние одежды. К ним относилась славянская свита, изготавливавшаяся из грубых материалов. Свита – длинная куртка местного происхождения, делалась с рукавами, и носили её в XI веке на Руси, где она удерживается и поныне (на Украине). Уже в X и XI веках у славян существовал и ряд других видов верхней одежды – длиннополой, застёгивавшейся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенными или стоячими воротниками, стянутых поясом – кабать. Верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одежда превращалась в шубу. Все эти одежды стягивались поясом, изготавливавшемся из различных тканей и, как правило, просто завязывавшемся. На поясе висело оружие, мешочек с огнивом, ножик и футляр с туалетными принадлежностями. Большая мошна так же была типичной принадлежностью русского крестьянина. Рукавицы засвидетельствованы у древних славян уже в XI веке. Верхнюю половину тела простой народ защищал от ненастной погоды и холода тем, что обёртывал вокруг всего тела большой кусок грубой шерстяной ткани или целую, надлежащим образом обработанную баранью, волчью или медвежью шкуру. Для такой накидки у древних славян было специальное название плашть.

Штаны у восточных славян носят только мужчины. Женщины стали носить их как бельё лишь под влиянием современной городской культуры. В старину мальчики не носили штанов до 15-летнего возраста и даже до самой свадьбы.

Характерным признаком восточнославянских штанов является способ, которым их закрепляют на теле: верхний край штанов загибают внутрь, так что образуется широкий рубец, сквозь который продёргивается шнурок или ремень. Шнурок завязан узлом и не даёт штанам спадать. Ремень с пряжкой употребляли с этой же целью только украинцы, которые, застегнув ремень на пряжку, ещё раз оборачивает его свободный конец вокруг талии. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличаются очень большой шириной. Между штанинами вшивается так называемая матня. В широких штанах она сделана из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом и образует нечто вроде мешка между двумя штанинами. В брюках обычной ширины матня состоит из двух клиньев, вшитых между штанинами, которые соединены матнёй под углом к продольной оси штанов.[8]

Страницы: 1 2 

Семь лет заочного царствования Софьи
Семь лет Софья Алексеевна практически безраздельно царствовала на российском престоле. По сути, впервые после княгини Ольги русской землей управляла женщина. "Софья вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих русских женщин, как меньшой её брат Пётр прорубил потом дверь в Европу, тоже для всех желающих а иногда ...

Коронация Александра III
Александр Александрович, второй сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны, вступил на престол 1 марта 1881 года. Александр III короновался 15 марта 1881 года в Успенском соборе Московского Кремля. ...

Два центра цивилизации. Пути развития Полиса
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования ...