Экономическая политика Гитлера
Страница 1

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных, ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению централизованной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.

Для Гитлера экономическая политика была второстепенным делом. “Экономика и экономическая политика для Гитлера была только средством достижения политических целей, а какая-либо определённая экономическая программа являлась лишь макулатурой, если она не соответствовала политическим целям”. Он не воспринимал всерьёз экономические теории и считал экономику простым делом. Единственно, что заставляло его считаться с народом, это боязнь недовольства. “Гитлер боялся недовольства рабочих: он знал, что психологическая мотивация может быть скоротечной и нельзя долго терпеть материальные лишения и жертвы. Он также был убеждён, что экономика – простое дело совершенно не нуждающееся в какой-либо теории. Гитлер писал в «Майн Кампф»: “Государство не имеет ничего общего с конкретной экономической концепцией…Государство является расовым органом, а не экономической организацией”. Ещё одним доказательством страха Гитлера перед недовольством народа является то, что перед лицом проблем в продовольственном снабжении в 1935-1936 гг. он готов был даже отказаться от ввоза важных для развития программы вооружения товаров, лишь бы не вводить продовольственные карточки и не провоцировать народ на проявления недовольства.

Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" принятый 27 февраля 1934 г. предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства. Систему самоуправления экономикой устранил введённый 24 марта 1933 г., парламентский контроль над бюджетом.

“С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике”. Также для военных целей необходимо было принимать меры экономии валюты. Этими мерами руководил президент рейхсбанка Шахт: сначала он объявил о частичном, затем о полном моратории по немецким долгам, но и это не помогло справиться с экономическим кризисом.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана по производству железа, стали, синтетического топлива, буны и эрзац-шерсти, во главе которого встал Геринг. Этот план был введён в целях Борьбы с нехваткой валюты. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Страницы: 1 2

Кризис старого консерватизма
Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов. Резкое углубление общего кризиса капитализма связан ...

Задачи
Чем отличались друг от друга Совет четырехсот и булэ? К VI в. до н.э. в Афинах развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Для смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Реформы ...

Советский союз после окончания второй мировой войны.
В течение первых лет после окончания второй мировой войны, ряд стран Европы и Азии вступили на путь социального развития. Образовалась мировая система социализма, включавшая 13 государств с населением около 1мларда чел., что составляло 1/3 человечества. Образование мировой системы социализма резко изменило соотношение сил на мировой аре ...