Украинско-Московский договор 1654 года
Страница 3

Таким образом, украинский проект договора, за исключением пяти последних статей, которые касались важных текущих проблем, имел конституционный характер.

После обсуждения проекта договора десять статей — 1-7,9, 11, 13, 17 утверждались безоговорочно. Ст. 4, 8, 12, 15, 16 — с некоторыми предостережениями, которые иногда существенно изменялись не в пользу украинской стороны. Относительно ст. 18, 19, 22, то положительное их решение было высказано в другой форме. В ст. 14 царским указом были внесенные ограничения. Ст. 10, 12, 23 содержали резолюцию "выяснить", и объяснялось, что именно, а относительно ст. 21 бояре и царь решили вообще "отговаривать".

21 марта украинские послы подали новую редакцию проекта договора, который содержал уже только 11 статей, которые были ратифицированы, что и подтвердил царь жалованной грамотой от 27 марта 1654 г. Таким образом, были подтверждены права и вольности Войска Запорожского, установлен количественный состав вооруженных сил Украины, подтверждено право Войска Запорожского избирать гетмана, наследовать казацкие имения и права казаков их вдовами и детьми.

Договор между Украиной и Московским государством сформировался не за обычной для наших времен моделью межгосударственных договоров, то есть не как единый акт за подписью обеих сторон. Условия договора помещаются в двух разных по форме актах: в так называемых "Мартовских статьях" от 21 марта и царской "Жалованной грамоте гетману и Войск Запорожскому" от 27 марта, которые составляли одно целое. Акты, которыми обменивались стороны, были за своей сутью договором, то есть соглашением двух государств.

Укладывая договор с Москвой, Украина как независимое государство ставило свои условия, которые приняла вторая сторона Московская. Царская жалованная грамота от 27 марта 1654 г. называет гетмана и Войско Запорожское "подданными московского царя", но при этом отмечает: Украине "быть под нашей, царского величества, рукой, по своим прежним правам и привилегиям и по всем статьям, которые писали выше сего", что, собственно предусматривало не "подданство", а протекцию царя над Украиной.

Страницы: 1 2 3 

Военный коммунизм
Социально-экономическая политика советской власти летом 1918 – в начале 1921 года получила название «военного коммунизма». Предпосылки «военного коммунизма» были заложены национализацией промышленности, созданием централизованного государственного аппарата (в том числе ВСНХ), введением продовольственной диктатуры, опытом военно-политиче ...

Крестьянская реформа. Предпосылки
Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права, необходимость которой обуславливалась рядом важных обстоятельств. Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало отличалось от рабства. Такое крепостное право осуждалось всеми слоями русского о ...

Государственное управление Сибирью в XVII
После присоединения Сибири к России постепенно сложилась система управления Сибирью. В XVI в. Сибирь как новый край подчинялась Посольскому приказу. В 1599 г. управление Сибирью передали Приказу Казанского дворца, который управляли Приказу Казанского дворца, который управлял восточной частью России (бывшие Казанское и Астраханское ханс ...