Развитие философской мысли. Создание государственной идеологии

Материалы » Государство и церковь в истории России » Развитие философской мысли. Создание государственной идеологии

Преобразования первой четверти XVIII века во многом определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых, жизненно важных проблем.

В первой четверти века центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии – узловой вопрос идейных столкновений. Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма, оппозиция политической власти абсолютизма главным образом была со стороны реакционного боярства и духовенства.

Идея неограниченной власти монарха в тот период во многом еще опиралась на традиционное понимание ее «божественного» происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи «естественного права», «общественного договора». В общественном сознании утверждается представление о монархическом государстве как о высшей форме власти, способной обеспечивать благо всех подданных.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. В его сочинениях изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма. Развивая концепцию неограниченной власти монарха, Феофан Прокопович опирался, с одной стороны, на традиции Московского царства, с другой – западноевропейские теории просвещенного абсолютизма. Эта теория обосновала приоритет светского начала, разума, науки, опирающийся на сильную и просвещенную государственную власть, главной особенностью которой является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и благосостояния граждан лежали образование и распространение науки, посему носителем государственной власти должен быть «философ на троне»- просвещённый монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон.

Ф.Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его «Духовном регламенте» обосновалась необходимость подчинения церкви государству, секуляризация церковных и монастырских имений, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода. Ф.Прокопович отстаивал в своих произведениях необходимость развития науки, образования, культуры, рассматривая их как средства европеизации России, всеобщего благоденствия страны. В трудах этого мыслителя процесс «обмирщения» культуры получил теоретическое обоснование.

Одним из важнейших завоеваний Петровского времени была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Человек перестаёт быть лишь источником греховности. Он воспринимается, как активнодействующая личность, ценная сама по себе и ещё в большей степени «за услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на высокие ступени социальной лестницы.

Петр I на практике осуществлял один из основных постулатов просветительства - требование внесословной ценности человека.

Специфика исторического развития Русского государства привела тому, что в то время, когда на Западе возрожденческие идеалы стали вытесняться буржуазными идеалами индивидуализма и эгоизма, в России признание за личностью права на свободное волеизъявление и земные радости сочеталось с просветительским требованием неукосни- тельного исполнения гражданского долга. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, человек патриот. Культ профессионализ- ма, знаний, петровский идеал служения Отечеству переносились в общественное сознание.

Образ-ие Древнерус. гос-ва. Русь в 9-11 вв.
Теории происх-ия русс. Гос-ва. 1. Норманнская теория. В ее основе рассказ ПВЛ о том, как в 862г. сев. О бъединения слав. И фин. Племен: словене, кривичи, чудь, веря призвало на княжение Рюрика из варяжского племени Русь. В 879г. Рюрик, княживший в Новгороде умер, оставив малолетнего сына Игоря. Приемник Рюрика - Олег в 882г. занял Кие ...

Археологические исследования в первой четверти XX века
Качественно новым уровнем археологических исследований характеризуется следующий этап, когда в Кыргызстане начали свою деятельность М.П. Грязнов, М.В. Воеводский, П.Н. Иванов, С.А. Теплоухов, А.Н. Тереножкин и др. видные археологи того времени. На этом этапе делались первые попытки интерпретации материалов относящихся к эпохе бронзы. В ...

Одежда и обувь восточнославянских народов. Мужская одежда
Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесных пропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнём и завязывались у щиколот ...