Церковная реформа

Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года

собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь, возлагалось устройство школ для мирян.

Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь "жидовствующих", и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: "изодрал" кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 году за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Если среди "жидовствующих" еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего "рабьего учения", он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннехристианских коммунистических принципах. Около 1555 года Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.

Окончание войны
Поражение на реке Чернишне заставило Наполеона 7 октября покинуть Москву во главе полуголодной «Великой армии», которая «выкатилась» из города на 50 тысячах повозках с награбленным имуществом. Все оно было брошено по пути бегства из России или отбито преследователями. Перед уходом Наполеон приказал взорвать Московский Кремль, но его при ...

Охотничье оружие и способы охоты
При охоте на зубров, как при охоте на диких лошадей и северных оленей, немалую роль должно было играть и само охотничье оружие. Восстановить характер последнего, а также определённые способы охоты позволяют некоторые археологические находки. Так например, при раскопках мустьерской стоянки Ла Кина (Франция) французским археологом Анри Ма ...

Причины принятия христианства.
По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира явилась завершением начавшегося ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставили многих представителей и славян и варягов расстаться со старой верой; ещё при Игоре, более чем за пол века до ...