Церковная реформа

Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года

собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь, возлагалось устройство школ для мирян.

Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь "жидовствующих", и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: "изодрал" кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 году за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Если среди "жидовствующих" еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего "рабьего учения", он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннехристианских коммунистических принципах. Около 1555 года Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.

Система сословных органов
Система сословных учреждений была следующая: В губернском городе имелись: 1) Совестный суд – для полюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями; 2) Приказ общественного призрения – для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местах председательствовали коронные ч ...

Зарождение Российской цивилизации
Россия по праву является одной из ведущих цивилизаций мира. Уже в XIX в. она по территории уступала лишь Британской колониальной империи, а с крушением колониализма в середине XX в. стала крупнейшей по площади страной. И ныне, несмотря на распад СССР, она занимает одну восьмую суши планеты. Огромное экономическое пространство заключает ...

Социально-этические воззрения Ф. Скорины
Специфическое общественное бытие белорусских горожан в системе феодального строя обусловливает возникновение в их сознании новых социально-нравственных ориентиров и ценностей. В городской среде наряду с богатством, сословными привилегиями все большее значение начинает придаваться индивидуальным достоинствам человека, его энергии, уму, м ...