Вьетнам после первой мировой войны. Влияние Октябрьской революции на национально-освободительное движение во Вьетнаме
Страница 1

Материалы » Вьетнам в первой половине XX века » Вьетнам после первой мировой войны. Влияние Октябрьской революции на национально-освободительное движение во Вьетнаме

Завоеванный Францией во второй половине ХIХ столетия Вьетнам к концу первой мировой войны входил (наряду с Камбоджей и Лаосом) в состав колониального владения Франции — Индокитайского Союза. Вьетнам был разделен на три «страны» с различными политико-административными статусами: в Центральном Вьетнаме (Аннам) и Северном Вьетнаме (Тонкин) действовали соответственно режимы протектората и полупротектората во главе с французскими верховными резидентами; Южный Вьетнам (Кохинхина) считался колонией и управлялся французским губернатором. Резиденты и губернатор, в свою очередь, подчинялись французскому генерал-губернатору Индокитая. Раскол Вьетнама преследовал целью ослабление освободительного движения вьетнамского народа и укрепление французского колониального режима. Французским колонизаторам принадлежала вся власть в стране. Вьетнамская монархия, представленная династией Нгюенов, которая номинально сохраняла свою власть в Центральном и частично в Северном Вьетнаме, к этому времени фактически играла роль послушной марионетки в руках французских колонизаторов, которые использовали ее в своих интересах. Класс феодалов в целом превратился в социальную опору французских колонизаторов.

Колониальный режим ставил вьетнамское население в исключительно бесправное положение. Вьетнамцы не могли свободно передвигаться по стране, были лишены права неприкосновенности своего жилища, могли быть подвергнуты тюремному заключению и штрафу по малейшему подозрению. Выборные «представительные» органы, созданные французскими колонизаторами во Вьетнаме (колониальный совет Кохинхины, провинциальные советы и туземная консультативная палата в Тонкине), существовали при колониальной администрации и носили сугубо совещательный характер. Однако к выборам даже в эти органы допускалась лишь небольшая имущая прослойка вьетнамского населения.

После первой мировой войны французские колонизаторы приступили к расширенной и интенсивной эксплуатации людских сил и природных богатств Вьетнама. По сравнению с довоенным периодом резко возросла сумма французских инвестиций, особенно в горную промышленность (добыча угля, цинка, олова, вольфрама) и в плантационное хозяйство (каучук, кофе, чай). Французский капитал захватил монопольные позиции в промышленности, торговле, транспорте, банковском деле и подчинил себе экономическое развитие Вьетнама. В 20-е годы экономика Вьетнама окончательно приняла характер аграрносырьевого придатка Франции.

Расширение колониальной эксплуатации Вьетнама французским капиталом сопровождалось ростом в послевоенный период рабочего класса. Процесс формирования вьетнамского пролетариата, начавшийся с конца ХIХ в., в основном завершился в 20-х годах ХХ в. Если к началу первой Мировой войны численность рабочего класса Индокитая не превышала 50 тыс. человек, то к 1929 г. на французских предприятиях было занято уже 221 тыс. рабочих, подвергавшихся тяжелой колониальной и классовой эксплуатации. Вьетнамская буржуазия, формировавшаяся в класс в период монопольного господства в стране французской буржуазии, в значительной части была представлена компрадорами, тесно связанными с феодальным землевладением и французским капиталом. Национальная буржуазия Вьетнама, испытывавшая постоянную конкуренцию со стороны французского капитала, росла медленно, была очень немногочисленной и экономически слабой. Она смогла обосноваться только в ряде второстепенных отраслей экономики (маслобойни, мыловарни, рисорушки, производство рыбного соуса, изделий из лака, типографское дело, внутренние автомобильные и речные перевозки, Внутренняя, в основном розничная, торговля), создав там несколько десятков мелких и средних предприятий.

Несмотря на некоторое развитие капитализма в 20-е годы, свыше 94% населения Вьетнама по-прежнему было занято в сельском хозяйстве, где господствующими оставались феодальные и полуфеодальные отношения, консервировавшиеся французскими колонизаторами. Вьетнамские помещики, французские колонизаторы и католическая церковь концентрировали в своих руках до 60% всех рисовых полей, тогда как крестьянское население страны, составлявшее 90% всего населения Вьетнама, владело только 30% рисовых полей (10% формально считалось общинным фондом, фактически же им распоряжались помещики и деревенская верхушка). Крестьянское население Вьетнама в своей массе было малоземельным или безземельным. Наиболее распространенной формой землепользования являлась кабальная аренда, отнимавшая у крестьян до 70% урожая.[1]

Социально-экономические изменения, происходившие во Вьетнаме в результате эксплуатации его французским капиталом, и особенно формирование вьетнамского рабочего класса подготовили объективные условия для распространения во Вьетнаме идей Великого Октября. Влияние Октябрьской социалистической революции сказалось прежде всего в том, что она донесла до далекого Вьетнама, находящегося за много тысяч километров от России, великое марксистско-ленинское учение, которое идейно вооружило вьетнамский пролетариат и осветило всему вьетнамскому народу путь к национальному освобождению.

Страницы: 1 2

Военные реформы Петра I.
Военные реформы занимают особое место среди всех Петровских пре­образований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным госуда­рем. Ещё в раннем детстве Петр поражал всех своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном сел ...

Аграрные отношения в IV— VI вв.
Важнейшей отличительной чертой гуптской эпохи было складывание феодального землевладения. Наиболее полно этот процесс проявился в широкой раздаче правителями державы земельных пожалований за счет государственных податных земель. В древности основной земельный налог и другие подати с большинства земель поступали в государственную казну и ...

Живопись.
Этого нельзя сказать про «расписание» церквей; здесь по-прежнему иностранцы-греки работали вместе со своими русскими учениками. В 1343 году греческие мастера «подписали» соборную церковь Успения Богородицы в Москве. Феофан Грек расписал церковь св. Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405 году церковь Благовещения на княжеском дворе в ...