Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны

Материалы » Государственное управление в годы Великой Отечественной войны » Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны

Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих Советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.[10]

Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.

Реально предоставленными возможностями воспользовались только Белоруссия и Украина, которые смогли вступить в международные отношения и позднее вместе с СССР участвовали в создании и работе Организации Объединенных Наций. Другие союзные республики, хотя и создали свои наркоматы иностранных дел, в международной жизни практически не участвовали, если не считать включения их представителей в общесоюзные международные делегации.

В приниженном положении были и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды – в январе 1944 г.

Политбюро, Оргбюро и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний Политбюро.

Многие вопросы в военное время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни отделов, которые дублировали структуру центральных государственных и народно-хозяйственных учреждений.

Окончание второй мировой войны. Итоги войны.
(2М.В – 1 сент.39г. – 2 сент 45г.; ВОВ 22 июня 41г. – 9 мая 45г.) В феврале 1945г. в Крыму, в Ялте состоялась конференция глав правительств СССР, США, Англии (Сталин, Рузвальт, Чергель), министры иностранных дел, и представители генеральных штабов. На этой конференции наши страны наметили план окончательного разгрома Германии, оговорил ...

Военная карьера М.И. Платова
" .Хвала, наш Вихорь-атаман, Вождь невредимых, Платов, Твой очарованный аркан - гроза для супостатов". В. Жуковский "Певец во стане русских воинов" Платов Матвей Иванович, герой Отечественной войны 1812 года, родился г. Черкасске (ныне - станица Старочеркасская). Так уж сложилось в исторической литературе и краев ...

Битва на Курско-Орловской дуге. Война меняет судьбы.
Крепла военная экономика СССР. Продолжало наращивать выпуск продукции большинство важнейших отраслей промышленности. Валовая продукция всей промышленности в 1943 г. по сравнению с 1942 г. выросла на 17 %. Успешно осуществлялось военное производство. При этом повышалось качество боевой техники и вооружения. Учитывая возросшую техничес ...