Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны

Материалы » Государственное управление в годы Великой Отечественной войны » Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны

Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих Советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.[10]

Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.

Реально предоставленными возможностями воспользовались только Белоруссия и Украина, которые смогли вступить в международные отношения и позднее вместе с СССР участвовали в создании и работе Организации Объединенных Наций. Другие союзные республики, хотя и создали свои наркоматы иностранных дел, в международной жизни практически не участвовали, если не считать включения их представителей в общесоюзные международные делегации.

В приниженном положении были и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды – в январе 1944 г.

Политбюро, Оргбюро и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний Политбюро.

Многие вопросы в военное время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни отделов, которые дублировали структуру центральных государственных и народно-хозяйственных учреждений.

Хорватия.
Во второй половине 9 и первых десятилетиях 10 в. активизировалась политика Римской курии в связи с соперничеством с Византией и Болгарией за обладание хорватскими землями. При папе Николае I основана епископия в городе Нин (примерно в это же время было принято христианство, вероятно по восточному образцу). В правление князя Томислава (9 ...

Первые колониальные захваты европейских государств в Азии и Африке
На рубеже средних веков и нового времени колониальные владения европейских государств в Азии и Африке были еще невелики. Первой европейской державой, создавшей в конце XV — начале XVI в. свою колониальную империю в Азии и Африке, была Португалия. Испания развертывала колониальную экспансию главным образом в Западном полушарии. Португали ...

Стрелецкий бунт
Рушились мечты царевны Софьи. Опять мачеха встала на её дороге. Но не в обычае Софьи было опускать руки, даже не вступив в борьбу. На её стороне по мимо родственников Милославских, был князь Голицын и Хованский - лицо близкое к стрельцам. С их помощью, а в особенности с помощью стрельцов, многое можно было сделать. В то время стрельцы с ...