Итоги и последствия принятия христианства
Страница 1

Материалы » Владимир Святой и выбор монорелигии » Итоги и последствия принятия христианства

Таким образом, можно сказать, что Владимиром было крещено некоторое большинство людей на Руси и что язычество было объявлено запрещённой верой и преследовалось властью. Оно, конечно, не перестало существовать, но стало тайной верой, какой по прошествии долгого времени после описываемых событий стало старообрядчество.

Христианская вера действительно распространилась тогда повсеместно, но вместе с тем оставалось и язычество.

В России повторялось тогда то же самое, что и в Римской империи, когда император Константин Великий объявил христианскую веру, господствующую в своём государстве. Это явление совершенно естественное и неизбежное: невозможно, чтобы в каком-либо народе вдруг могли искорениться религиозные верования, которые существовали, может быть, целые века и тысячелетия, чтобы все люди легко отказались то тех убеждений, на которые привыкли смотреть, как на самые священные и драгоценные. Было такое явление повсюду при введении христианской веры; не удивительно, что оно повторилось и у нас. [Макарий. 1995]

Стоит отметить, что христианство возникло в первом веке нашей эры на почве ожесточённой социальной борьбы и сначала являлось эсхатологической религией рабов и мелких ремесленников, и только впоследствии было переработано в богословскую отвлечённую религию искупления. Приднепровье жило в совершенно других хозяйственных и социальных условиях, чем Византия. Поэтому главный мотив христианства, мотив искупления, остался чужд новообращённой массе. Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не только новую религию, но и подчинение княжеской власти во имя этой религии. [Никольский Н.М. 1983]

Не все обратившиеся тогда в христианство понимали важность той перемены, на которую решались. Весьма многие крестились только потому, что было велено. По этому не удивительно, что большинство новообращённых только назывались христианами, а в душе оставались язычниками, сохраняя суеверия и традиции своих отцов. [Макарий. 1995]

Уже на византийской почве возникло то самое двоеверие, которое многие историки считают оригинально русским явлением. Это двоеверие с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил, утраченных было богов-покровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и священников смотрел как на волхвов. Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединялись с первобытным культом мёртвых. Процесс это облегчался тем, что все указанные элементы христианской религии и культа вели своё происхождение от тех же анимистических предков.

наконец, действовало ещё одно условие, педагогические приёмы византийских проповедников. Не будучи в силах достичь действительного превращения приднепровцев в христиан, видя тщетность убеждений, что языческие боги не существуют на самом деле, а существует лишь один христианский бог, греческие священники пошли на уступки. Они признали реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на месте прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. [Никольский Н.М. 1983]

И всё же итоги деятельности греческих миссионеров можно назвать впечатляющими. Со слов очевидцев немецкий хронист Титмар Мерзенбергский в 1018 году описывал Киев как огромный город, имеющий несчётное количество жителей, 8 рынков и более 400 церквей. Автор многократно преувеличил число христианских храмов, но верно передал общее впечатление современников: в начале 11 века Киев имел вид крупного христианского города с множеством деревянных домов и церквей. [Скрынников Р.Г. 2000]

Успех христианизации объясняется не только тем, что православие не противоречило русскому национальному характеру, но и тем, что истины новой веры прозвучали на родном славянском наречии: к этому времени появились переводы Евангелия и богослужебных книг, осуществлённые создателями славянского алфавита братьями - просветителями Кириллом и Мефодием.

Старославянский литературный язык, разработанный благодаря этим переводам, стал общегосударственным языком Киевской Руси, столпом просвещения и культуры, подтверждением генетического и духовного единства всего славянского мира.

С крещением Руси связано и введение византийского юлианского календаря, принятого тогда в Европе. Он появился на Руси в 10 веке как результат её приобщения к христианской культуре. [Никитин В.А. 1992]

Страницы: 1 2

Всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск под Курском
Каково же всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск под Курском? Во-первых, гитлеровская армия понесла тяжелейшее поражение, огромные потери, восполнить которые фашистское руководство уже не могло никакими тотальными мобилизациями. Грандиозная битва лета 1943 года на Курской дуге продемонстрировала перед всем мир ...

События 1905 года
После 9 января 1905 года все отчетливей проявлялись признаки надвигающейся социальной бури. Недовольство стало открыто высказываться на страницах газет и журналов, на собраниях земских и городских деятелей. Учебные заведения, в первую очередь университеты, бурлили, по стране покатилась волна стачек и манифестаций. И на первом месте стоя ...

Автономия
После установления Советской власти на национальных окраинах бывшей Российской империи, в том числе и Казахстане, встал вопрос об образовании советской национальной государственности. Первой Советской национальной республикой на востоке страны явилась Туркестанская АССР, провозглашенная на V съезде Советов Туркестана. 30 апреля 1918 г. ...