Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия
Страница 2

Материалы » Российское оппозиционное движение декабристов » Формирование декабристской идеологии. Союз спасения и Союз благоденствия

В этой организации, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, ещё оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе «исторгнуть» её у правительства путём открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле – не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: «Ежели сам государь подарит отечество твёрдыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями» (из показаний Пестеля) [2; 458].

В стране сложилась довольно странная ситуация: сторонники перемен активно скрывали свои стремления друг от друга. Правительство, намекая на возможность конкретных реформ, держало в тайне все свои шаги в этом направлении. Дворянство, видя в реальной жизни лишь продолжение прежней политики, вынуждено было создавать тайные общества.

В обществе, таким образом, бродило множество слухов. Так, под воздействием известий о намерении Александра I присоединить к Царству Польскому западные русские земли среди членов «Союза спасения» осенью 1817г. в Москве возникла идея убить императора. Однако вскоре от этой мысли они отказались. Причины тому – как недостаток средств, так и нежелание действовать такими радикальными методами. Однако, даже если бы удалось совершить цареубийство, заговорщики не в силах были бы осуществить переворот. В итоге решено было распустить «Союз спасения» и приступить к созданию другой, более сильной организации.

Так, в январе 1818г. такая организация была создана в Москве и получила название «Союз благоденствия». Он ставил своей целью «распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена» [5; 318].

От «Союза спасения» «Союз благоденствия» отличался более многочисленным составом - в нём насчитывалось уже до 200 членов. У них был и свой устав – «Зелёная книга». Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугенбунда (Союза добродетели), созданного в 1808г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. По ней каждый из участников общества обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырёх возможных отраслей: 1) «человеколюбие» (имелось в виду участие в деятельности различных благотворительных обществ, облегчение участи крепостных крестьян – словом, работа везде, «где страдает человечество»), 2) образование, 3) правосудие и 4) общественное хозяйство [1; 276].

Одной из основных задач «Союза благоденствия» стала борьба за завоевание общественного мнения – силы, которая, по их мнению, правила миром. Такая теория была выдвинута ещё в XVIII в. французскими просветителями, и была широко распространена в европейском освободительном движении конца XVIII – начала XIX в. Решающее значение в историческом процессе придавал М.М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее общественное мнение в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причём не обязательно насильственным путём. Таким образом, деятельность «Союза благоденствия» приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

Однако, в последующем отчётливо видна утопичность этого замысла. В начале 20-х годов правительство решительно отказывается от своих реформаторских замыслов и переходит во внутренней, да и во внешней политике к открытой реакции. Теперь необходимо было бы не поддерживать либеральные стремления верховной власти, не давить на неё, подталкивая к преобразованиям, а искать новые способы борьбы за осуществление своих идеалов.

Весной 1821 г. в Москве прошёл съезд «Союза благоденствия», который стал важной страницей в истории движения декабристов. На нём были разработаны программа, тактика и формы всей последующей борьбы. Была выработана тактика военной революции. Утверждались представления о революционном перевороте как высшем выражении суверенных прав всего народа. В результате возникших внутри «Союза благоденствия» программных разногласий в 1821г. он был распущен. Однако его члены стали организовывать новые союзы.

Страницы: 1 2 

Основные черты развития промышленной цивилизации.
В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной рево­люции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты. В качестве экономического и по ...

На знамени Мурманской области - орден Ленина
2 марта 1966 г. радио принесло волнующую весть. За успехи в развитии народного хозяйства в годы семилетки наша область была награждена высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Большая группа рыбаков, металлургов, горняков, строителей, железнодорожников, учителей, врачей была награждена орденами и медалями Союза ССР. Награжден ...

Влияние на русскую историю религиозного фактора
Но в том-то и заключается главное отличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня – стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою. И.В. Киреевский. О необходимости и возм ...