Начало народных выступлений.
Страница 2

Материалы » Первая революция в России » Начало народных выступлений.

В ходе революции пролетариат создал свои демократические органы руководства революционной борьбы — Советы рабочих депутатов. Первый Совет был создан в мае 1905 г. в ходе стачки в Иваново-Вознесенске. В процессе Всероссийской стачки Советы возникли в более чем 50 городах и рабочих поселках страны. В Петербурге Совет рабочих депутатов начал действовать 13 октября. В Москве первое заседание Совета депутатов состоялось 21 ноября 1905 г. В сельской местности выборная народная власть на­шла свое выражение в форме различных комитетов Крестьянского союза.

Одновременно волнения происходили и в армии, бывшей всегда символом крепости самодержавной власти. В июне 1905 г. страну облетела весть о восстании на броненосце "Князь Потемкин-Таврический", к которому присо­единились броненосец "Георгий Победоносец" и военное судно "Веха". Если в первые месяцы революции насчитывалось более 70 солдатских выступлений, то в декабре 1905 г. — уже около 200.

Самое крупное выступление матросов и солдат состоялось в ноябре 1905 г. в Севастополе. Движением руководил Совет матросских рабочих и солдатских депутатовю. Восставшими кораблями командовал лейтенант П.П. Шмидт. Восстание было жестоко подавлено, а его руководители расстреляны.

Революция 1905-1907 гг. была действительно демократической, имела общенародный характер. Революция проходила под лозунгами осуществления буржуазных свобод. В сложившихся условиях самодержавие пыталось использовать различные способы борьбы с революцией — от политического террора до политических уступок народным массам. Одной из таких уступок стала попытка министра внутренних дел России А.Г. Булыгина создать при царе Государственную думу — совещательный орган без каких-либо законодательных прав. При этом рабочие и крестьяне не допускались к участию в выборах. Разумеется, данная политическая уступка не могла остановить дальнейшего развития революции "Булыгинская дума", как прозвали ее народные массы, была сметена Всероссийской политической стачкой в октябре 1905 г. Мощное стачечное движение, носившее политический характер, заставило царя пойти на подписание Манифеста 17 октября 1905 г.

Манифест обещал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов".

В России вводилась Государственная дума, которая объявлялась законодательной. В Манифесте содержалось обещание, что "никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы". К участию в думе было обещано привлечь те классы населения, которые ранее были лишены избирательных прав. Это касалось, прежде всего, рабочих. Царский Манифест был с ликованием встречен либеральной буржуазией, расценившей его как важнейший успех революции. Совсем по-другому оценивали Манифест 17 октября большевики. В воззвании "К русскому народу" говорилось, что это временная уступка, уловка царизма, что задача пролетариата — продолжать борьбу, использовать те права, которых уже добились, и готовиться к вооруженному восстанию.

Страницы: 1 2 

Новейшие исследования причин Великой Отечественной войны
Без учета геополитических и цивилизационных факторов невозможно сегодня серьезное теоретическое осмысление проблем, связанных с причинами нападения Германии на Советский Союз. В советской литературе на первый план выдвигались трактовки, содержание которых ограничивалось указанием на классовый характер Великой Отечественной войны. При ос ...

Распад державы Гуптов и возникновение государства Харши
Империя Гуптов оказалась непрочным политическим объединением. Уже с середины V в. стали заметны признаки политического кризиса в этой державе, вызванного быстрым ростом сепаратизма усилившихся крупных частных землевладельцев. Распаду государства способствовали и постоянные разрушительные нападения с запада военного союза варварских плем ...

Предмет и задачи методики обучения истории
Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения т ...