Заключение
Татаро-монгольское нашествие в первой половине XIII в. В корне перекроило этническую карту Северного Кавказа и существенно отразилось на процессе этногенеза многих народов региона.
Такие события приводили к значительным перемещениям и смешиваниям различных этнических групп Северно-Кавказского края, таи и не уничтоженные и не покоренные при первых татаро-монгольских походах племена вынуждены были уходить в безопасные места.
Трагическими оказались последствия татаро-монгольских погромов для народов Северного Кавказа: алан, адыгов, вайнахов, дагестанцев. По данным письменных и археологических источников, были уничтожены сотни поселений края. Обширные, густо населенные предгорно-плоскостной части края, где интенсивно развивались различные ремесла, земледелие, скотоводческое хозяйство, были почти полностью опустошены и превращены завоевателями в поросшие травами кочевья.
Татаро-монгольское нашествие не только затормозило процесс закономерного социально-экономического и культурного развития населения Северного Кавказа, но и приводило в той или иной сфере к регрессу. Если карачаево-балкарцы, алано-осетины, вайнахи и другие народы края надолго изолированные в горах, были обречены на тяжелую борьбу за свое существование, то по-иному бы сложилась судьба многих адыгских племен Прикубанья, проживавших к северу-западу от реки Лабы вплоть до Причерноморья.
Татаро-монгольское нашествие привело к качественным изменениям в экономике, культуру и быте значительной части предгорно-плоскостных районов Северо-Западного Кавказа. Сущность этих изменений заключалась в том, что многие адыги, для которых издревле было характерно прочное оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, перешли к полукочевому образу жизни. Основу их экономики составило экстенсивное скотоводство, которое требовало обширных пастбищных угодий. В этой связи и началось продвижение определенных групп адыгов на север от реки Кубани, в восточное Приазовье, а также на юго-восток в бассейн реки Терек, где к концу XIII-XIV в. они расселились на значительной территории предгорно-плоскостных районов Центрального Кавказа. Тем самым было положено начало обособлению части адыгов в самостоятельную народность – кабардинцев.
Последствии татаро-монгольского нашествия вызвали также значительные перемещения и среди абазин, родственных абхазам, предки которых проживали с древнейших времен на территории Абхазии и к северо-западу от нее. Массовое переселение абазинских племен на Северно-Западный Кавказ вплоть до верховьев Кавказа началось в золотоордынский период.
Как отмечалось ранее, татаро-монголы уничтожили в предгорно-плоскостной части Северного Кавказа сотни городов и селений. Однако во многих городах, располагавшихся преимущественно на побережьях Черного и Каспийского морей, а также в отдельных местах близ важнейших военно-торговых трактов Центрального Предкавказья, жизнь возобновилась довольно скоро. Быстрое развитие некоторых старых населенных пунктов домоногольского периода и возникновение за короткое время новых городов было связано в значительной мере с активной градостроительной деятельностью Центральной власти золотой Орды. Возникновение и рост городов в отдельных районах подвластной территории отвечали экономическим и политическим интересам золотоордынских ханов и военно-феодальной аристократии. Такие города вскоре становились не только главными центрами развития ремесла, торговли и культуры, но и явились опорными пунктами для политического и идеологического воздействия со стороны Золотой Орды на местное население.
Политическая биография Ф. Кастро
Фидель Кастро - бессменный лидер Кубы с 1959 года по 2008 год.
Биографию Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции, ни от жизни кубинского общества. При этом практически с момента штурма казарм Монкада Кубинская революция закономерно олицетворялась прежде всего с образом ее вождя и во многом персонифицировалас ...
Мой город Новокузнецк
Новокузнецк - город областного подчинения (Новокузнецкий городской округ); административный центр Новокузнецкого района Кемеровской области Российской Федерации; крупнейший, после Тольятти, из российских городов, не являющихся областным центром, и один из двух региональных городов (наряду с Череповцом), превосходящих свой областной цент ...
Влияние на русскую историю религиозного фактора
Но в том-то и заключается главное отличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня – стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою. И.В. Киреевский. О необходимости и возм ...
Разделы