Второй поход татаро-монголов
Весна, лето и начало осени 1239года ушли у монголов на покорение Аварии, приморской части Дагестана, в том числе городов Тарки и Дербент, лезгинской области Кюра и почти всего Агула. Эпиграфические памятники в агульском селении Рича сообщают о том, что 20 октября 1239 года татаро-монголы осадили это селение, но ричинцы оборонялись около месяца, после чего, в середине ноября, татаро-монголы захватили Ричу и подвергли ее и ее окрестности сильному разорению. Среди разрушенных построек надписи упоминают крепость и соборную мечеть.
Падение Ричи открыло татаро-монголам дорогу во владение Гази-Кумух. Местная хроника рассказывает, что татары во главе с неким Кавсар – шахом напали на Кумух с востока, а союзное с ними войско Сартана, правителя Аварии, - с запада. Это случилось 1 или 2 апреля 1240 года. Кухцы сражались с великим мужеством. Особенно отличились 70 юношей, которые укрылись в замке и обязали себя клятвой сражаться и пожертвовать своим имуществом, жизнью и телами. После того как они исполнили свою клятву, т.е. погибли татары опустошили Кумух.
Четыре года потребовалось татаро-монголам для завоевания ключевых позиций в горной полосе Северного Кавказа. Хронологически это совпало с их первым и вторым нашествиями на Русь. Горный рельеф и, особенно, упорное сопротивление горцев вынуждали завоевателей прибегать к длительным осадам населенных пунктов и замедлять темпы своего продвижения. Нашествие сопровождалось разорением городов и селений, а также массовым истреблением жителей. Совместное нападение татаро-монгольского и аварского войск на Кумух показывает, что татаро-монголы пользовались меж феодальными и межнациональными противоречиями для достижения своих целей. Однако нашествие 1237-1240 гг. не привело к повсеместной покорности населения Северного Кавказа. Татаро-монголы проникали не во все горные ущелья, а жители разоренных районов после ухода захватчиков возвращались на свои пепелища, восстанавливали разрушенные постройки, и возведя оборонительные окружения около своих селений, готовились к сопротивлению. В том случае, если враг вторгнется в их пределы.
В середине XIIIв. Плано Карпини отмечал, что в числе земель и народов, которые побеждены татаро-монголами, были комуки, аланы, тарки и черкасы. Однако он писал, что среди земель, оказавших татаро-монголам мужественное сопротивление, и доселе еще не подчинены им, была часть Алании, причем некую гору в Алании монголы осаждали уже 12 лет, и за это время аланы оказали им мужественное сопротивление и убили многих татар и притом вельмож. Рубрук, сообщал, что в его время (1253-1255гг.) татаро-монголам не удалось завершить покорение адыгов (зикия, черкисы), алан и дагестанцев (лесги). В 1277-1278 гг. хан Менги-Тимур совершил большой поход против аланского города Дедякова, который археологи локализуют у села Эльхотово. По приказу Менги-Тимура в этом походе участвовали и русские отряды. После осады «славный град ясский Дадаков» (Дедяков) пал 8 февраля 1278г. и татаро-монголы как сообщает русский летописец, «полон богатства много взяша, а иных смерти предаша, а град их сжогша».
Таким образом, борьба народов Северного Кавказа против татаро-монголов продолжалась и после 1239-1240гг.
Столыпинская аграрная реформа
19 мая 1906 года 104 депутата Трудовой группы выдвинули проект земельной реформы, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли. В этот момент и произошло назначения П.А. Столыпина министром внутренних дел. Министерство внутренних дел определяло в первую очередь внутреннюю политику правительст ...
Начало гражданской войны.
В традиционных советский учебниках для школ и вузов началом гражданской войны считается март 1918 года, когда в Мурманске высадились союзные английские, французские и американские войска и была фактически создана русская контрреволюционная Северная армия под командованием генерал-лейтенанта Е.К.Миллера (до высадки ее численность не прев ...
Характеристика социалистической идеи
в России: От "утопизма" к "ленинскому вкладу" в марксизм. Доленинское развитие социалистических
проектов
Стремление к истинным, совершенным и справедливым формам общественной жизни на протяжении столетий сопутствует мировоззренческим поиском человечества и, не смотря на все свои злоключения, вновь и вновь возникает на горизонте как бессмертный и вневременной идеал, подчас регулярно оказывающийся последним словом и высшей стадии духовного и ...
Разделы