Культура Финляндии

В XVII в. Финляндия превратилась в провин­цию Швеции. На ее территории возникло около 10 новых городов, открыты гимназии, приходские школы, была основана Академия в Турку.

В XII — XVIII в. декоративно-прикладное искусство Финляндии развивалось в вынужденной зависимости от искусства соседних стран — Швеции, Германии, Дании. Крестьянство, трудившееся на территории Финляндии, оказало существенное воздействие на финское изобразительное искусство. Туркуский епископат поддерживал постоянные культурные контакты с крупнейшими культурными центрами Европы, откуда привозились образцы средневекового декоративно-прикладного искусства, приглашались опытные мастера, главным образом шведы и немцы. Они участвовали в украшении церковных интерьеров, изготавливали богатую, ин­крустированную драгоценными камнями золотую и серебряную церковную утварь. К числу лучших произведений иностранных мастеров относится ал­тарь св. Варвары из церкви в Кусикиркко в провинции Турку работы немецкого мастера Франке (1410 г.). Примером совместной работы финских и французских мастеров является знаменитая рака св. Генриха (церковь в Ноусиайнене). Среди шедевров финской средневековой живописи — роспи­си церквей в Хаттуле и Лохъе, отмеченные простотой, цельностью и наивной правдивостью стиля, стремлением к подробному повествованию. Гармо ничные по цвету росписи изобилуют орнаментальными декоративными мотивами. Таковы сцень; «Рай», «Снятие со креста» в Лохъе, «Поклонение святому кресту» в городе Хаттуле.

На протяжении XIII — XVIII вв. в Финляндии развивалась деревянная культовая скульптура, расцвет которой приходится на рубеж XV — XVI вв. Деревянная средневековая скульптура, теснейшим образом связанная с народным искусством, опиралась на немецкие, нидерландские и южноскандинавские традиции романского и готического периодов. «Прекрасная мадонна» в церкви в Калволе, деревянное распятие в церкви в Йомале начала XV в., «Мадонна с младенцем» в церкви в Райсио, фигуры святых (св. Стефан в церкви в Райсио начала XVI в.), скульптурные группы и многостворчатые резные алтари (алтарь церкви в Хололле) являлись неотъемлемой частью интерьера сельских церквей. Расцвет средневековой скульптуры, так же как и расцвет монументальной живописи, был тесно связан с большим церковным строительством на рубеже XV — XVI вв.

Предпосылки новой реформаторской волны
Во второй половине XIX стало очевидно, что отставание Китая от Запада не ограничивается одной лишь вещественной компонентой культуры, но затрагивает и ее структуры. Ряд китайских ученых и политических деятелей выступил с проектами заимствования Китаем западной демократии. Одним из первых среди них был Вэй Юань, в известном труде которог ...

Усиление антифеодальной борьбы
Закрепощение крестьян, рост налогов и повинностей, притеснения городской бедноты и казаков вызвали усиление антифеодальной борьбы. Крестьяне и мещане спасались от голода и надругательств, совершая побеги на южные земли Украины. Здесь они пополняли ряды казачества. Чтобы отстоять свою свободу, казаки нередко брались за оружие. Угнетенное ...

Миграционная теория
Используя перечисленные выше источники, ученые строят гипотезы об истоках славянства. Однако разные ученые не сходятся не только в определении места славянской прародины, но и во времени выделения славян из индоевропейской группы. Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, нач ...