Культура швеции
Страница 1

В отличие от Дании в шведской культуре XVI в. крупную роль сыграли не только протестанты, но и эмигранты-католики.

Крупнейшим писателем Швеции XVI в. был главный деятель Реформации в этой стране Олаус Перти (1493—1552). Особенно ценны его перевод на шведский язык Библии (так называемая ч Библия Густава Вазы») и «Шведская хроника» — старейшее произведение по истории страны. Перти стал основоположником современного шведского литературного языка. Значительный исторический и литературный интерес сохраняют письма и речи короля Густава Вазы. Против Реформации выступил епископ-католик Йоханнес Магнус. Иоханнес Магнус (1488—1544), вынужденный эмигрировать в Рим, стал автором панегирической «Истории Готии и Швеции», позже опубликованной его братом Олаусом Магнусом (1490—1557), также бежавшим в Италию. Олаусу Магнусу принадлежит «История северных народов» (1555 г.), в которой значительное место уделено географическим сведениям. Он издал первое картографическое изображение и описание Скандинавского полуострова и прилегающих областей, в том числе Прибалтики и русского Севера («Морская карта», 1539 г.).

К началу XVII в. относится творчество родоначальника шведской драматургии Ю. Мессениуса (1579—1636), разрабатывавшего в драмах «Белая лебедь» и др. сюжеты из светской истории и фольклора. Ему принадлежит литературно-исторический труд «Scandia illustrata».

В XVII в. зародилась лирическая поэзия. Крупнейший лирик Л. Вифаллиус — автор произведения «Жалобы по поводу этой сухой и холодной весны». Официальная идеология шведского вели-кодержавия, сформировавшаяся в XVI — XVII вв. на почве военных успехов, получила отражение в фантастическом сочинении Рутбека «Атлантида», где Швеция объявлена прародиной всей мировой культуры. Идеология Возрождения нашла отражение в творчестве К. Шернъельма (1598—1672), крупнейшего шведского писателя XVII в.

Патриотическое возвеличение шведской истории в первой половине XVII в., в пору превращения Швеции в великую державу, нередко обретало чер­ты расчетливой официальной политической пропаганды. Это сказалось, в частности, уже в двух изданиях 1615 г.— в анонимной «Прозаической хронике», освещающей историю шведского государства до середины XV в., и «Хронике готов» Э. Олаи.

Процессы, происходившие в шведской литературе XVI в., родственны датским. Во второй половине XVI в. распространяется школьная драма с биб­лейскими сюжетами о Товии, Юдифи и Олоферне и др. Светская драма появляется лишь в 1610 г. (чТисба* М. Астероферуса).

Заметный шаг вперед делает в первой половине XVII в. шведская философская мысль. Уже с конца XVI в. распространяется учение П. де ла Раме, шведские последователи которого выступают против схоластического метода, за независимое от церковного контроля развитие науки. В числе рамистов — О. Беллинус, Л. Готус и др. Их выступления подготовили почву для распространения во второй половине XVII в. декартезианства. Декарт был приглашен в Швецию и приехал туда в 1649 г. Он был постоянным собеседником шведской королевы Кристины, едва ли не образованнейшей женщины своего времени.

В художественной жизни Швеции, как и Дании, ведущее место принадлежало иноземным мастерам. В середине XVI в. в культуру и искусство Швеции проникают идеи европейского Ренессанса. Тем не менее, сугубо «городские* аспекты ренессансной культуры остались чуждыми мировосприятию преимущественно сельского населения страны. Ограниченные масштабы строительной деятельности тормозили реализацию ренессансных идей в архитектуре. В XVI в. только Стокгольм был относи­тельно крупным, динамично развивающимся городом, культурным и научным центром.

Усиление самобытных шведских тенденций в архитектуре, характерное уже для конца XV в., проявилось главным образом в строительстве ратуш торговых городов. В планировке городских жилищ прочно удерживались позднесредневековые черты. Растущие города вызывали увеличение плотности их застроек. Богатство орнаментации домов стало вопросом престижа преуспевающих горожан. Причудливое сочетание раннеготических и раннебарочных орнаментальных мотивов, выработанных датской архитектурой, послужило образцом декора городских построек Швеции второй половины XVI — начала XVII вв. Фрагменты подобной застройки сохранились в Стокгольме в районе Гамластан, на набережной Шепсбурн и вокруг площади Стурторгет.

Страницы: 1 2

Политическая карта Азии на рубеже нового времени
Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай, которым с середины XIV до середины XVII в. правила династия Мин. На протяжении многовековой истории размеры территории, населенной китайцами (ханьцами), неоднократно менялись, но их этнографические границы не выходили за пределы провинций собственно Китая, и в частности за Великую ки ...

Государственно-монополистический капитализм
Капитализм вступил в фазу государственного монополистического развития, характеризующийся образованием монополий и усилением вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Развитие материального производства значительно ускорилось. За 30 лет (70-90-е гг. XIX в.) объем мировой промышленной продукции возрос более чем в три раза. ...

Всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск под Курском
Каково же всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск под Курском? Во-первых, гитлеровская армия понесла тяжелейшее поражение, огромные потери, восполнить которые фашистское руководство уже не могло никакими тотальными мобилизациями. Грандиозная битва лета 1943 года на Курской дуге продемонстрировала перед всем мир ...