Хозяйство стран Древнего Востока
Страница 1

Материалы » Хозяйственные формы экономики Древнего мира » Хозяйство стран Древнего Востока

История древней цивилизации охватывает период с середины IV тысячелетия до н. э. до падения Западной Римской империи в V в. н. э. В IV–III тысячелетиях первые очаги цивилизации возникают в Месопотамии (Двуречье), в Египте; в III и II тысячелетии в Индии и Китае – соответственно в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Эти районы отличались мягким умеренным климатом, плодородными легкообрабатываемыми почвами, требующими полива водой. Но использовать благоприятные условия было непросто – низовья рек заболачивались, а чуть дальше от реки от зноя земля высыхала, превращаясь в полупустыню. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой, построить плотины для регулирования стока воды. Сначала оросительные работы велись общинами в пределах занятой ими территории. С увеличением числа населения и расширения обрабатываемой земли возникла необходимость создания единой ирригационной системы, действующей на всей заселенной части речной долины. Это требовало объединения общин и усиления их хозяйственных связей. Так возникают государства, расположенные вдоль великих рек. Крупнейшим из них был Египет, и сегодня территориально существующий в тех же границах. Поскольку первые цивилизации родились в долинах рек, которые играли огромную роль в жизни людей, то эти цивилизации получили название речных. Люди регулировали реки, но их жизнь также регулировалась реками. «Реки – это воспитатели человечества, – отмечал русский историк XIX в. Л.И. Мечников». Английский историк XX в. А. Тойнби формулирует в этой связи теорию «вызова и ответа»: естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней. www.transportzones.ru

Усилия людей по регулированию рек в конечном итоге дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному хозяйству (поливному землевладению) «аграрной революцией». Создание ирригационных систем требовало жесткой организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны. Для этого необходима была сильная централизованная власть во главе с правителем, обладавшим всей полнотой власти. Он стоял во главе войска, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, юридически являлся верховным собственником всей земли. Такой тип власти (деспотия) реализовывался за счет разветвленной административной системы – аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Поскольку земляные работы (осушение болот, строительство дамб, каналов, плотин) были исключительно трудоемкими, а материальные стимулы в условиях господства натурального хозяйства практически не действовали, то управление этими работами было не только жестко централизовано, но и обожествлено. Обожествлялись каналы, плотины, а сам правитель страны также считался богом или наместником бога на Земле. Так гигантские пирамиды в Египте строились не только для того, чтобы занять население в отсутствие сельскохозяйственных работ, но главное – чтобы обустроить новое «жилище» фараона как можно лучше. По верованиям египтян после смерти фараона («великого бога») от его загробного блаженства зависело благополучие всей страны.

Важной особенностью Древнего Востока была эксплуатация значительной части свободного населения путем организации коллективных сезонных сельскохозяйственных работ, строительства плотин, культурных и светских учреждений. Обязательство юридически свободных общинников по отношению к общине – коллективный труд и коллективная взаимопомощь – постепенно превращается в форму их эксплуатации государством.

Во всех государствах Древнего Востока, с незначительными особенностями существовало два сектора экономики:

· общинный сектор, в котором собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество было частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы;

· государственный сектор, куда входили земли, принадлежащие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди. Часть царских и храмовых земель раздавалась на период службы (кормление) царским вельможам и воинам, храмовой администрации.

В государственном и общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов. Рабство носило патриархальный характер: раб мог иметь семью и даже вести свое хозяйство, а со временем и выкупиться. Численность и удельный вес рабов были незначительны. Использовались рабы в основном в престижных целях в домашнем хозяйстве: при храмах, в хозяйствах царей. Экономической необходимости в эксплуатации рабов в жестких формах не было в силу благоприятных условий производства – высокой урожайности и господства натурального хозяйства. Так в кодексе вавилонского царя Хаммурапи защищались интересы не только рабовладельца, но и раба. Главными источниками рабства были войны, пиратство, задолженность крестьян, ремесленников. Кроме того, существовали невольничьи рынки, где покупали и продавали рабов.

Страницы: 1 2

Культура, быт и общественная мысль в XVII веке .
Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" ...

Политические партии России в начале XX в.
Политическая партия – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая его интересы. Особенности формирования политических партий Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903-1904 гг. активизиро ...

Заключение.
Таким образом, мы рассмотрели деятельность Владимира Святого и его выбор монорелигии. И мы видим, по всей совокупности русских источников, что обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним причинам, а не вследствие предложения со стороны иностранных посольств. Что Владимир либо был с детства располож ...