Города и населенные пункты
Страница 1

Материалы » Развитие городов и провинций Турции » Города и населенные пункты

Османская империя представляла собой огромное государство, простиравшееся на трех континентах, ее центр был расположен в восточном бассейне Средиземного моря. Отсюда многообразие географических зон, перекликавшееся с разнородностью этносов, языков и вероисповеданий. Эта специфическая черта не помешала Османской империи длительное время сохранять территориальную целостность: с XVI в. и до начала XIX в. она существует практически в одних и тех же границах. Это замечательное постоянство очевидно держится на власти султана, на мощи всегда боеспособной армии, на эффективности административных структур. Но эта стабильность основывается также на том, что Османская империя представляет собой то, что Фернан Бродель назвал мировой экономикой, «хозяйство-мир». Другими словами, разнообразие здесь как раз и являет собой позитивный фактор — сохраняющуюся в течение длительного времени силу притяжения в этом обширном политическом ансамбле, внутри которого люди производят, торгуют и передвигаются по схожим нормам и правилам, подчиняясь общим законам этого единого для них окружающего мира.

В центре этой системы — города Османской империи. От Балкан до Египта, от Анатолии до Алжира, они преимущественно и есть те места, где люди живут постоянно, встречаются, обмениваются и принимают решения. Конечно, происхождение городов, их положение и структура разнятся. Тем не менее все они испытывают на себе политические и исторические превратности, все они страдают от кризисов и невзгод империи.

Османские города, которые описываются тогдашними путешественниками как огромные агломерации, по большей части представляли собой скромные поселения полудеревенского типа. Исключение составлял Стамбул (в конце XVII в. более 500 000 жителей) и крупные древние центры Ближнего Востока- Каир (150 000 жителей в 1517 г. и 263 000 в 1798 г.), Алеппо (около 57000 в 1520 г., 115 000 в 1683 г. и 120 000 в конце XVIII в.) и Дамаск с 57 000 в начале XVI в. (90 000 в 1800 г.). Основываясь на данных переписей османского населения, в XVI в. и в XVII в., можно сказать, что население самых крупных городов не превышало 60 000—70 000 человек, а чаще всего составляет не более 8000—10 000.

В Анатолии вообще всего лишь одна агломерация, имеющая хоть какое-то значение: это Бурса (около 71 000 жителей в 1573 г.) и за ней в XVI в. следуют Диярбекир и Анкара, затем Кония и Токат.

Еще менее населены города на Балканском полуострове, где главный в XVI г. центр Салоники с 23 000 жителей далеко отстает даже от Бурсы; за ним следует с чуть меньшим населением Эдирне, вторая резиденция султанов. Потом идут Кефе (Кафа, Феодосия) на юге Крыма (по крайней мере, на начало XVI в.) и Афины.

Другая характерная особенность османских городов заключается в этническом и конфессиональном разнообразии населения. Если в XVI в. Дамаск насчитывает от 13 до 18% немусульман, Иерусалим — 24% и Газа — 20%, то в центральных провинциях его гораздо больше: в Стамбуле в это же время 42% немусульман. В первой половине XVI в. на Балканах из 84 городов только в 21 мусульманское население составляет большинство. Среди городов, в которых немусульманское население составляет большинство, в 11 (среди них Афины) оно больше 90%, в 21 - между 70 и 90% (в Салониках 75 %, из них иудеи — 54 %). В девяти городах вообще не было мусульман.

Гораздо больше исламизирована Анатолия: в XVI в. Бурса насчитывает всего лишь 2% немусульманского населения, Кония— 3% и Анкара— 11%; но в других городах большое количество греков, армян или христиан-монофизитов в корне меняет соотношение: например, в Токате 46% немусульман, вСивасе-74%.

Следствием такого перемешивания разных народов было образование кварталов с более или менее однородным населением в плане его этнической и/ или религиозной принадлежности, с большей или меньшей автономией и замкнутостью. Между тем недавно проведенные исследования, — в Анкаре и Кайсери, например — показывают, что разные в отношении религиозной и национальной принадлежности семьи могли соседствовать в одних и тех же кварталах.

Страницы: 1 2

Насильственная коллективизация
Еще сложнее было положение в сельском хозяйстве. После краткого периода НЭПа, когда крестьяне, наделенные землей, смогли несколько улучшить свое положение, начался период насильственной коллективизации, которая явилась настоящей трагедией для народа. Она была осуществлена с большими отклонениями от принципов кооперирования в сельском хо ...

Алаш Орда
Алаш-Орда — центральный орган власти «Алашской автономии» (декабрь 1917 — март 1920), созданной на территории нынешнего Казахстана, также обиходное название её правительства. Инициирован членами партии «Алаш» и учрежден Общекиргизским (общеказахским) съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидирован большевистским Военно-Революци ...

Начало трудовой биографии
« Я начал работать в очень раннем возрасте, -говорил Хрущев в Болгарии. « Детство и юность я провел на шахтах. Если Горький прошел школу народных университетов, то я воспитывался в шахтерском «университете». Это был для рабочего человека тоже своего рода Кембридж, «университет» обездоленных людей России». Карьера Хрущева развивалась с ...