Становление тоталитарной системы в Казахстане
Страница 2

Материалы » Становление и развитие казахской Советской государственности » Становление тоталитарной системы в Казахстане

В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионате были обвинены Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О. Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С. Сафирбеков, Т. Журанов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки – А. Бокейхан, А. Байтусун, М. Дулатулы, О. Жандосов, Х. Досмухаммедулы, М. Тынышбай улы, М. Жумабай, С. Сейфулин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг., связях с Японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. www.geodesire.ru

К концу 30-х годов благодаря открытым репрессиям тоталитарная система СССР стабилизировалась. Появилось послушная интеллигенция, целая армия верных чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор.

Трагедия казахской интеллигенции и казахского народа не завершается репрессиями 20-30-х годов. Впереди были события 40-50 годов, которые оттолкнули от Казахстана многих деятелей советской культуры, представителей интеллигенции, спровоцировали взаимное отчуждение.

В целом, тоталитарная система привела к полнейшей деформации творческой атмосферы советского общества. Власть, в первую очередь, старалась править послушные манеры интеллигенции, что в общем-то ей удалось. Весь процесс формирования интеллигенции проходил под жестким идеологических учреждений партий.

Таким образом, социально-экономические преобразования и достижения в крае, придание Казахстану в 1936 г. статуса союзной республики, успехи в области культурного строительства, народного образования и науки проходили под жестким идеологическим прессом тоталитарного режима, усиления политического террора.

В официальной же советской историографии считалось, что 30-е годы были периодом только триумфальных побед социализма. Восстановление подлинной истории – это дань памяти тысяч и тысяч невинных жертв и урок на будущее.

3. Преобразование КазССР в союзную Республику. Конституция

КазССР в 1937 году

Национально-государственное оформление КАССР завершилось на съезде Советов Казахстана в апреле 1925 г.

Особенностью правового положения автономной государственности казахского народа следует признать ограниченность пределов властвования республики и значительную зависимость ее органов от суверенитета РСФСР и компетенции ее институтов.

Составной частью дальнейшего национально-государственного строительства в Казахстане была политики коренизации советского аппарата республики. Коренизация как социально-политическая проблема решалась в двустороннем процессе: с одной стороны это было приближение государственного аппарата к массам посредством перевода делопроизводства на их родной язык; с другой – вовлечение самих трудящихся коренной национальности в деятельность советского государственного аппарата.

Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской государственности в составе Союза ССР, когда республика приобрела повышенный статус непосредственного субъекта советской федерации и по Конституции Казахской ССР 1937 развивалась формально-юридически как суверенное государство.

Страницы: 1 2 3

Нашествие кочевников на Китай
В III-IV вв. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов, достигшего в Европе границ Римской империи. Он начался с перемещения южных гуннов (нань сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину - колыбель этнической общности древних к ...

Северо-западный театр военных действий (1700-1708)
Первый этап Северной войны характеризовался в основном борьбой русских войск за выход к Балтийскому морю. В сентябре 1700 г. 35-тысячная русская армия под командованием царя Петра I осадила Нарву — сильную шведскую крепость на берегу Финского залива. Овладение этой твердыней давало возможность русским рассечь владения Швеции в районе Фи ...

Предмет и задачи методики обучения истории
Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения т ...