Становление тоталитарной системы в Казахстане
Трагичной особенностью общественной жизни Казахстана 30-х годов является установления тоталитарного режима. Одной из основных черт тоталитарного режима является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание унифицированной идеологии. Основная задача тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать так, как это желательно правящей группировке. Людям внушалось, что идея коллектива, государства выше интересов семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.
Начиная с конца 20-х г. начали проводится крупномасштабные операции по ликвидации интеллигенции. Физическом уничтожению, в лучшем случае выселению из республики подверглись видные общественные деятели, еще в 1927-1929 гг. Обещанный большевиками суверенитет оказался ложью, центр. власть в Москве не считалось ни с интересами населения Казахстана, ни с национальной спецификой. Общественная жизнь обрела гнетущий характер особенно после прихода Ф. Голощекина (1925г.), на пост первого секретаря Каз. ВКП (б). В середине 30-х г., когда в Москве нарастала борьба внутри партии, в республику были спущены установки ЦК ВКП (б) об искоренении представителей национальной интеллигенции («двурушников» - по партийной терминологии тех лет). Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполненные страну, листом социальной профилактики. В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республики союзного государства, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы – «общности советских людей». Отсчет истории начинали только с 1917г. В месте с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945г.) преподносилось и абсолютизировалось роль русской литературы и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобной патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид.
Тоталитарная система сформировавшаяся в 30-е г. без каких-либо изменений господствовала в общественной жизни до середины 80-х г. Первое открытое выступление против этой системы в масштабах СССР состоялось в Алматы 1986г.
Последняя треть 30-х гг. ознаменовалось новой военных политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепления культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников.
Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе, – писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль в судьбе казахской интеллигенции. – Я также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу насаждения киргизкой культуры и решительно против того, чтобы они были допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи.
Питание
Ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на озере Тнскоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза) бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа собирали продовольствия на 180000 челове ...
Рекрутский набор
Возглавлявший администрацию в Царстве Польском маркиз Александр Велёпольский знал о набиравших силу национально-освободительных и реформаторских движениях и, рассчитывая на союз с «белыми» и умиротворение общественности, провёл ряд либеральных реформ (замена барщины чиншем, равноправие евреев, преобразования в школе). С другой стороны, ...
Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Ремесла. Торговля. Путь
«из варяг в греки»
В землях новгородских словен, где было обилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурно развивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукцию для обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль ...
Разделы