Становление тоталитарной системы в Казахстане
Страница 1

Материалы » Становление и развитие казахской Советской государственности » Становление тоталитарной системы в Казахстане

Трагичной особенностью общественной жизни Казахстана 30-х годов является установления тоталитарного режима. Одной из основных черт тоталитарного режима является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание унифицированной идеологии. Основная задача тоталитарной идеологии – формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных для общества ситуациях поступать так, как это желательно правящей группировке. Людям внушалось, что идея коллектива, государства выше интересов семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

Начиная с конца 20-х г. начали проводится крупномасштабные операции по ликвидации интеллигенции. Физическом уничтожению, в лучшем случае выселению из республики подверглись видные общественные деятели, еще в 1927-1929 гг. Обещанный большевиками суверенитет оказался ложью, центр. власть в Москве не считалось ни с интересами населения Казахстана, ни с национальной спецификой. Общественная жизнь обрела гнетущий характер особенно после прихода Ф. Голощекина (1925г.), на пост первого секретаря Каз. ВКП (б). В середине 30-х г., когда в Москве нарастала борьба внутри партии, в республику были спущены установки ЦК ВКП (б) об искоренении представителей национальной интеллигенции («двурушников» - по партийной терминологии тех лет). Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполненные страну, листом социальной профилактики. В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республики союзного государства, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы – «общности советских людей». Отсчет истории начинали только с 1917г. В месте с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945г.) преподносилось и абсолютизировалось роль русской литературы и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобной патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид.

Тоталитарная система сформировавшаяся в 30-е г. без каких-либо изменений господствовала в общественной жизни до середины 80-х г. Первое открытое выступление против этой системы в масштабах СССР состоялось в Алматы 1986г.

Последняя треть 30-х гг. ознаменовалось новой военных политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепления культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников.

Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе, – писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль в судьбе казахской интеллигенции. – Я также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу насаждения киргизкой культуры и решительно против того, чтобы они были допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи.

Страницы: 1 2 3

Дальнейшая перспектива развития Красноярска
Город не стоит на месте, он развивается, и это видно по ряду показателей. Растет оборот торговли, рынка услуг, растет и реальная заработная плата красноярцев. Стоит отметить, что доходы жителей города увеличиваются ежегодно в среднем на 6%, реальная заработная плата — на 10%. Очень бурными темпами растет жилищное строительство - очень ...

Государственный порядок в учении Великого учителя.
Социальный порядок Учителю виделся в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, младшие подчиняться и быть объектом заботы. Патернализм чжоуской клановой структуры у Конфуция плавно трансформировался в высокозначимый культ мудрых старших, древних предков, как в каждой семье, так и в стране в целом. «Пусть государь ...

Эрнан Кортес (1485-1547) и начало завоевания Мексики.
Эрнан (Эрнандо) Кортес (1485-1547) был небогатым испанским дворянином, обладавшим, однако решительным и волевым характером. Родился он в 1485 г. в Медельине (Испания). После двух лет учебы в Саламанкском университете Кортес прибыл в 1504 г. на о-в Гаити, где обзавелся небольшим поместьем. Чтобы как-то поправит свои финансовые дела, он в ...