Гражданская война в России. Красное движение. Л.Д. Троцкий
Страница 1

Материалы » Гражданская война в России. Красное движение. Л.Д. Троцкий

ТРОЦКИЙ, ЛЕВ ДАВИДОВИЧ (наст. имя Лейба Бронштейн) (1879–1940), советский партийный и государственный деятель, один из организаторов Октябрьской революции, один из создателей Красной армии. Родился 26 октября (7 ноября) 1879 в с.Яновка Елизаветградского уезда Херсонской губернии в зажиточной еврейской семье; его отец был состоятельным землевладельцем-арендатором. С семи лет посещал еврейскую религиозную школу – хедер, которую не закончил. В 1888 послан учиться в Одессу в реальное училище, затем переехал в Николаев; увлекался рисованием, литературой, проявлял своевольный характер, вступал в конфликты с учителями. www.manytransport.ru

Проникся идеями народников. В 1896 в Николаеве принял участие в создании Южнорусского рабочего союза, поставившего своей задачей политическое просвещение рабочих и борьбу за их экономические интересы; писал листовки, выступал на митингах, издавал вместе с единомышленниками подпольную газету. В январе 1898 арестован; отправлен в Москву. Во время следствия в Бутырской тюрьме интенсивно изучал европейские языки, приобщился к марксизму; вступил в брак с революционеркой Александрой Соколовской. Приговорен к четырехлетней ссылке в Сибирь. С весны 1900 вместе с женой находился на поселении в Иркутской губернии; в ссылке у него родились две дочери. Служил приказчиком у местного купца, затем сотрудничал в иркутской газете «Восточное обозрение»; выступая со статьями литературно-критического и этнобытового характера. В августе 1902, навсегда покинув жену и дочерей, бежал за границу с поддельным паспортом, в который вписал фамилию надзирателя одесской тюрьмы Троцкого, ставшую впоследствии общеизвестным псевдонимом. Обосновался в Лондоне; сблизился с вождями российской социал-демократии; в октябре 1902 познакомился с В.И. Лениным, по рекомендации которого был кооптирован в редакцию «Искры». Вел пропаганду марксизма среди русских эмигрантов в Англии, Франции, Германии и Швейцарии. В 1903 вступил в брак с Н. Седовой. В июле-августе 1903 участвовал во II съезде РСДРП. В дискуссии об уставе партии выступил вместе с Ю.О. Мартовым и меньшевиками против ленинского принципа демократического централизма. После съезда критиковал В.И. Ленина и большевиков за стремление установить в партии режим диктатуры и считал их виновниками ее раскола. Осенью 1904 разошелся с меньшевиками, осудив их идею о ведущей роли либеральной буржуазии в грядущей революции. Пытался создать особое течение внутри российской социал-демократии.

В феврале 1905, вскоре после начала Первой русской революции, нелегально вернулся в Россию. Активно пропагандировал революционные идеи в печати и на собраниях рабочих. В октябре 1905 избран заместителем председателя, а затем председателем Петербургского Совета рабочих депутатов; являлся редактором его печатного органа – «Известия». В декабре 1905 арестован. В заключении написал книгу Итоги и перспективы, в которой сформулировал теорию перманентной революции, разработанную вместе с Парвусом (А.Л. Гельфандом): в результате буржуазно-демократической революции в России установится не власть буржуазии (меньшевики) и не диктатура пролетариата и крестьянства (большевики), а диктатура рабочих; социалистическая же революция победит в России только в условиях мировой пролетарской революции. В конце 1906 приговорен к вечному поселению в Сибири и лишен всех гражданских прав. С этапа бежал за границу. В мае 1907 участвовал в V съезде РСДРП в Лондоне как руководитель центристского течения в партии. Писал статьи для русских и зарубежных газет и журналов. В 1908–1912 издавал в Вене газету «Правда», подпольно распространявшуюся в России. Прилагал усилия для выработки компромиссной платформы и преодоления раскола в партии. Осудил решения созванной большевиками в Праге в январе 1912 VI (Пражской) конференции РСДРП, взявшей курс на полное вытеснение из партии всех оппозиционных В.И. Ленину групп. На общепартийной конференции в Вене в августе 1912 создал вместе с лидерами меньшевиков антибольшевистский «Августовский блок». Во время Балканских войн 1912–1913 был корреспондентом «Киевской мысли» на театре военных действий.

Страницы: 1 2 3 4

Религия восточных славян
Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её о ...

Распад державы Гуптов и возникновение государства Харши
Империя Гуптов оказалась непрочным политическим объединением. Уже с середины V в. стали заметны признаки политического кризиса в этой державе, вызванного быстрым ростом сепаратизма усилившихся крупных частных землевладельцев. Распаду государства способствовали и постоянные разрушительные нападения с запада военного союза варварских плем ...

Н.И. Костомаров  - историк русского народа
Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров). Творчество русско-украинского ученого историка и археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влия ...