Первое реформаторское движение в Китае («янъу» – 1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и «благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупными военачальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» – их более консервативными оппонентами.
Реформаторское движение, начавшееся с 60-х годов XIX в., было практическим воплощением тезиса «китайские знания – сущность, западные знания – инструмент» («чжунсюэ вэй ти, сисюэ вэй юн»), авторство которого обычно приписывается видному сановнику-реформатору конца XIX в. Чжан Чжидуну, хотя подход, выраженный в данной формуле, возник еще на рубеже Минской и Цинской эпох. Первая половина тезиса провозглашала основополагающими принципами политики и морали традиционные нормы и догмы, а вторая – указывала на возможность прикладного применения западной науки и техники.
В результате под знаком движения «яньу» возникли внешнеполитические ведомства, государственная служба переводов, а также первые оружейные заводы, верфи, современные угольные шахты, металлургические предприятия, железнодорожные и пароходные компании.
Во второй половине XIX стало очевидно, что отставание Китая от Запада не ограничивается одной лишь вещественной компонентой культуры, но затрагивает и ее структуры. Череда пережитых Китаем унизительных потерь высветила неадекватность программы «самоусиления». Унижения Центральной империи от европейских государств, вторгшихся на ее территорию, и поражение от Японии в войне 1894 – 1895 годов породили в Китае новое реформаторское движение, которое возглавил молодой император Гуансюй.
Летом 1898 начался знаменитый период «100 дней реформ». Опираясь на Кана, император издал примерно 200 эдиктов по самым различным вопросам просвещения, экономики, военного дела и политики. Но в 1898 году императрица Цыси жестоко подавила реформаторское движение и вынудила императора вернуть бразды правления ей в руки. Это было связано с тем, что император начал строить планы реформ, затрагивавших структуру центрального управления, что побудило Цыси организовать государственный переворот и вернуть себе регентские права.
[1] Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980.
[2] Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972.
[3] Там же. С. 44.
[4] Там же. С. 54.
[5] Тихвинский С. Л. Реформы и революции в Китае // Новая и новейшая история . Март-Апрель. 1999. №2. С. 3 – 15.
[6] Ратипов Р. Великая дискуссия: Почему Китай и Япония ответили по-разному на вызов Запада в XIX в.? // Архив. 2000. №8.
[7] Бергер Я. М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис. 1995. №5.
[8] Там же.
[9] Маннергейм К. Г. Мемуары. М., 2000. С. 30.
[10] Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае… С. 193 – 194.
[11] Там же. С. 238 – 239.
Описание древних славян
«Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, - писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, - воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его». А вот свидетельство другого ...
Социально-экономическое
положение
Родовая аристократия (кидзоку) получала земли, так называемые бенефиции, различные выплаты за службу, при этом пользовались налоговыми и другими льготами, владели домами, храмами, большим количеством рабов. Право на бенефиций было у принцев и высших чиновников 1 – 3 рангов. Чиновники 4 – 5 рангов получали пожизненное жалование (ироку) ш ...
Причины расцвета культуры Древней Греции
Греки одарили так культуру мира, как ни один другой народ.
Древние греки – непревзойденные мастера мифотворчества. Они преуспели в этом деле более, чем другие народы. Греки изначально обладали талантом литературного направления. И в этом заключается одна из причин расцвета Древней Греции.
«Миф» по-гречески означает «рассказ» или «сказ ...
Разделы