Россия в годы «смуты»

В Польше «объявился» первый самозванец, выдавав­ший себя за царевича Дмитрия. По версии, выдвинутой прави­тельством, им был галицкий дворянин Ю. Б. Отрепьев, в монаше­стве «инок Григорий», связанный с боярами Романовыми. Он в 1602 году бежал в Литву, где получил поддержку некоторых литов­ских магнатов, а затем и короля Сигизмунда III.

Осенью 1604 г. самозванец, которого историки называют Лжедмитрием-I, с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян - эмифантов, запорожских и донских казаков нео­жиданно появился на юго-западной окраине России, в Северской земле. «Украинные люди», среди которых было много беглых кре­стьян и холопов, толпами присоединялись к самозванцу: они ви­дели в «царевиче Дмитрии» своего «заступника», тем более что самозванец не скупился на обещания. Присущая средневековому крестьянству вера в «хорошего царя» помогла Лжедмитрию I уве­личить свое войско. Однако в первом же большом сражении с царским войском во главе с князем Ф. И. Мстиславским под Добрыничами самозванец был разбит и с немногими оставшимися сторонниками укрылся в Путивле. Большинство польско-литов­ских шляхтичей покинуло его.

Однако на южной окраине уже разворачивалось широкое на­родное движение против Бориса Годунова. Один за другим юж­ные города переходили на сторону «царевича Дмитрия». С Дона подошли отряды казаков. А действия царского войска были край­не медлительными и нерешительными — бояре-воеводы готовили измену Борису Годунову, надеялись использовать самозван­ца, чтобы свалить «дворянского царя». Все это позволило Лжедмитрию I оправиться от поражения.

В этот момент, в апреле 1605 г., царь Борис Годунов неожидан­но умер. Ходили слухи, что он был отравлен. Шестнадцатилетний сын Годунова — царь Федор Борисович — недолго удержался на престоле. Он не имел ни опыта, ни авторитета. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоци­ровали в столице народное возмущение. Царь Федор был сверг­нут с престола и задушен вместе с матерью. Самозванец без боя вошел в Москву и был провозглашен царем под именем Дмитрия Ивановича.

Но Лжедмитрий недолго продержался на престоле. Первые же его мероприятия разрушили надежды на «доброго и справед­ливого царя». Феодальная аристократия, инициировавшая по­явление самозванца, больше не нуждалась в нем.

17 мая 1606 г. Василий Шуйский во главе большого отряда военных слуг ворвался в Кремль и убил самозванца. С Лобного места на Крас­ной площади его «выкликнули» новым царем. Воцарение Василия Шуйского не прекратило «смуту». Новый царь опирался на узкий круг близких ему людей. Даже внутри Бо­ярской думы у него были недоброжелатели, сами претендовав­шие на престол (Романовы, Голицыны, Мстиславские). Не был популярен Шуйский и у дворянства, которое сразу признало его «боярским царем». Народные массы не получили никакого об­легчения.

В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спа­сении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он об­легчит его положение.

В движение против «боярского царя» Василия Шуйского ока­зались вовлеченными самые разные слои населения: народные низы, дворянство, часть боярства. Именно они приняли участие в восстании Ивана Болотникова в 1606-1607 годах. Болотников был «боевым холопом» князя Телятевского, бежал к казакам, был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских сражений, был освобож­ден итальянцами. Сам Иван Болотников называет себя «воево­дой царя Дмитрия». Создается впечатление, что вожди провинци­ального дворянства учли опыт похода на Москву первого само­званца и постарались использовать народное недовольство для достижения своих сословных целей.

По мере вовлечения в движение народных масс (восстание охватило более 70 городов!) оно приобретало все более антифео­дальный характер. В «листах», которые рассылались штабом вос­стания, призывалось не только к замене Василия Шуйского «хо­рошим царем», но и к расправе с боярами. Дворянские отряды покинули лагерь Ивана Болотникова. 2 декабря 1606 г. в сраже­нии у деревни Котлы Болотников был разбит и отступил в Калугу, затем перешел в Тулу, где продержался до октября 1607 г., отби­вая приступы царского войска. Наконец, обессиленные длитель­ной осадой и голодом, защитники Тулы сдались, Иван Болотников был сослан в Каргополь, где и погиб.

Тем не менее Петр стал царем.
Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он ...

Что же поведал Платон?
Нет предела выдумкам энтузиастов. Причина околонаучной путаницы понятна. Рассказы Платона об Атлантиде содержат около тысячи строк; диалог Критий обрывается буквально на полуслове. «Большая часть диалога «Критий» либо утеряна, либо недописана самим Платоном, причем эта часть являлась бы самой интересной», - отмечала известный советский ...

Контратака традиционалистов.
В третьей главе книги рассматриваются споры, возникшие между либералами и традиционалистами после отмены крепостного права, а также характеризуется новое направление политики Российской империи с 1880-х гг. Освобождение крестьян и последующие изменения в обществе повлекли за собой многочисленные споры между недоброжелателями и горячими ...