Благородная россиянка Екатерина Романовна Дашкова
Заботясь о приоритете отечественной науки, Дашкова распорядилась, чтобы академики не сообщали, как раньше, за границу о своих новых открытиях и наблюдениях, пока Академия их не опубликует и тем самым не приобретет славу, а государство не использует эти открытия в практических целях. Заметный след в истории русской журналистики и литературы оставили основанные Дашковой издания, которые печатала Академия. С мая 1783 г. выходил журнал «Собеседник любителей российского слова», к участию в котором были привлечены Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и другие. Журнал пользовался большим успехом. Н. А. Добролюбов в статье «Собеседник любителей российского слова» отмечал, что и журнал и Академия «имели одну и ту же цель, явились вследствие одного и того же просвещенного стремления- распространять просвещение в обществе и возвысить значение отечественной литературы. По почину Дашковой и при ее участии издавался самый долговременный русский журнал 18 века – «Новые ежемесячные сочинения». Было продолжено начатое Н. И. Новиковым издание письменных памятников по истории России «Продолжение Древней Российской Вивлиофики».
В сентябре 1783 года Дашкова стала президентом еще одной Академии – Российской. Ее речь на открытии этой Академии поразила слушателей патриотизмом. Новый президент высказал уверенность, что наука в России будет развиваться, процветать и принадлежать всему отечеству. В своей речи она так же сказала, что главной задачей новой Академии будет обогащение и очищение русского языка. Этой цели и служила работа видных русских ученых и литераторов над созданием первого русского толкового словаря. Завершение такой огромной работы (было собрано 43 257 слов) в неслыханно короткий срок поразило современников, и недаром через три десятилетия А. С. Пушкин присоединился к мнению Н. М. Карамзина : «Карамзин справедливо удивляется такому подвигу. «Полный словарь, изданный Академиею, - говорит он, - принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев, наша без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем
не веками, а десятилетиями».Заботы по управлению двумя академиями не мешали, а скорее способствовали литературным занятиям Дашковой. Она не редко выступала в печати по морально-этическим проблемам. Не только борьба с французским влиянием в воспитании и моде, но и критика угодничества, приспособленчества- вот темы ее статей. Обращалась Дашкова и к драматическому жанру. Сохранились так же свидетельства о том что она выступала в любительских концертах и как певица, и как пианистка. Особенно она любила народные песни.
Любовь к музыке, как и литературное творчество, была для нее неотъемлемой частью духовной жизни и убежищем, куда можно было, хотя бы на время, уйти от тревог и опасностей придворной жизни, семейных неурядиц, несчастий, обид. А их в жизни Дашковой было немало.
Если ее столкновения с придворным кругом происходили чаще всего на этической, нравственной почве, то в основе раздоров с императрицей лежали в значительной мере мотивы политические.
В 1791 году в связи с осуждением А. Н. Радищева вышел в отставку покровительствовавший ему по службе брат Дашковой А. Р. Воронцов. Не сочувствуя революционным взглядам Радищева, Екатерина Романовна, однако, не могла , по выражению Герцена, «рукоплескать наказаниям за мысль». «Я была опечалена судьбой Радищева»,-кратко отметит она в «Записках».
В ноябре 1793 года в Петербурге заговорили о трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский», о том, что в ней есть много стихов в опровержение самодержавию. Пьеса была дважды отпечатана в типографии Академии наук. Такое издание в разгар французской революции было явно не ко времени. Возмущенная тираноборческими монологами героя, Екатерина II заявила директору Академии : «Я прикажу сжечь эту трагедию рукой палача».
Прямых указаний на то, что отставка Дашковой (официально – двухгодичный отпуск) непосредственно связана с этим конфликтом, нет. Но ведь не даром до сведения Дашковой в тот момент услужливо довели, что императрица припомнила старые слухи о том, что Дашкова и Воронцов были «побудителями сочинения Радищева», и назвала трагедию Княжнина уже вторым произведением опасного направления. И сама Екатерина уже прямо к Дашковой обратила гневный упрек за распространение высказываний, опасных для ее власти. К началу 90-х годов отношения Дашковой с Екатериной настолько осложнились, что директор Академии стала думать о том, чтобы «…полностью отойти от службы, от столичного шума» («Записки»). Получив отпуск «для поправления здоровья», Дашкова уезжает в Москву.
Последние 15 лет жизни Дашковой означены крутыми переломами судьбы. Два года она не у дел. После смерти Екатерины II ее настигает месть Павла за участие в перевороте 1762 года – ссылка в далекую деревню Новгородской губернии и угроза дальнейших притеснений. Однако вскоре удачное стечение обстоятельств определило новый поворот в жизни Екатерины Романовны. Ее пощадили, вернули из ссылки и даже разрешили бывать в столицах, когда там отсутствует двор. Русская княгиня. Заговорщица 1762 года, натура, полная нерастраченных сил, действительно оказалась на покое, которого она, может быть, вовсе и не желала. В эти годы, вдали от двора и большой политики, Дашкова создает свои «Записки». Это богатый источник по политической истории, по истории русской культуры второй половины 18 века.
Научное наследие
Рукописное наследие М.В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только ос ...
В.И. Ленин, критика социалистических
идей народничества
Традиционно считается, что усвоение марксизма вождями российского революционного движения ознаменовало переход от социализма утопического к научному. Главным идейным препятствием на пути утверждения марксизма в России оставалось народничество.
Большую роль в идейном разгроме народничества сыграла работа В.И. Ленина "Что такое” Дру ...
Андроновская культурно-историческая общность
В основном андроновская культура в Кыргызстане представлена погребениями, поселениями, кладами, наскальными рисунками и горными выработками. Андроновская культурно-историческая общность - одно из самых крупных археологических явлений Евразийских степей.
Западная граница распространение андроновских памятников проходит по р. Урал, восто ...
Разделы