Правящий класс Руси четко делился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян, между которыми постоянно шла борьба за земли.
Бояре владели вотчинами и наследственной собственностью. Экономической базой дворян было поместное землевладение. Поместье дворянам давалось на определенный срок, с условием, что дворянин будет состоять на государственной службе. У бояр были большие, обширные владения, а поместные дачи у дворян – небольшие. Помещики неоднократно обращались к государю с просьбами (челобитные) то перераспределении земель, даже в 1551 г. предлагали отнять часть земель у церкви. Судебник 1497 г. защитил границы феодальной земельной собственности. А Соборное Уложение 1649 г. прямо указало, что владеть землей могут только служилые люди (дворяне).
Думные дворяне состояли в Боярской думе. Только из их числа назначались воеводы во время войн, начальники приказов. Они же служили воинами в дворянском конном ополчении, в гарнизонах пограничных крепостей. Все они имели право судить своих крестьян, за исключением крупных политических и уголовных дел. Эти дела разбирались уже в государственных судах. Законодательство Руси защищало жизнь, честь, имущество феодалов суровыми наказаниями.
Беззаботная и разорительная жизнь бояр и помещиков требовала все больше и больше денег. Они увеличивали оброк с крестьян, переводили их на барщину.
Государственный строй в Риме в период принципата
Августа
В политическом отношении принципат был, несомненно, шагом назад по сравнению с республиканскими порядками (хотя в Риме рабовладельческая демократия никогда и не достигала такого уровня, как в Афинах). Представители нобилитета, с вязанные между собой родством, блиставшие своим богатством, развитой клиентелой, всегда играли выдающуюся рол ...
Крещение Руси
Тысячелетие язычество неторопливо отступало под настойчивым натиском православного духовенства. Деревня по существу стала христианской едва ли ранее XIII в., а пережитки языческих трупосожжений, в виде огромных костров над могилой, дожили кое-где до конца XIX в.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в хрис ...
Заключение Люблинской унии в 1569 году
Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся ...
Разделы