«Русская правда»
Страница 1

Материалы » Русская правда » «Русская правда»

В древней Руси слово «правда», кроме привычного для нас значения, имело еще одно: закон, устав. Поэтому сборник своих древнейших законов русские люди называли «Русской правдой».

По содержанию «Русскую правду» делят на краткую и пространную. Краткая «Русская правда» возникла раньше пространной: в неё вошли законы, установленные еще в XI в. при Ярославе Мудром и его сыновьях. Пространная «Русская правда» появилась позже на основе краткой, но с дополнением законов XII в.

«Русская правда» дает возможность понять отношения между феодалами – князьями и боярами - и народом. Князья и бояре господствовали над остальным населением – крестьянами и горожанами-ремесленниками. В каждом княжестве (как тогда говорили, «земле») княжил свой род. Князья вели между собой нескончаемые войны, а в мирное время забавлялись охотой; они же творили суд и расправу. Князей окружали приближенные люди: конюхи, повара, ремесленники, дядька – воспитатель княжеских сыновей (как его тогда называли, кормилец) – лицо важное и почетное, хотя он иногда и был княжеским рабом.

При князе были и воины-дружинники.

Особенно высоким считалось звание «конюшего тиуна», ведавшего княжескими конями, потому что князья и дружинники сражались на конях и на конях ездили в путешествия. Из княжеских дружинников главным образом и вышли бояре на Руси.

Главным достоянием феодала была земля, на которой работали земледельцы – смерды. Ко времени, о котором рассказывает «русская правда», князья и бояре захватили земли свободных ранее смердов.

Боярам принадлежали обширные земли. Боярское имение с усадьбой было окружено рвами и валами, на которых стояли деревянные стены – срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени, когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе вооруженные отряды холопов и был полновластным господином в своих владениях.

«Русская правда» ярко рисует бедственное положение смерда, сидевшего на чужой земле. Князь пользовался трудом смерда при его жизни и имел право на его имущество после смерти. «Русская правда» устанавливала: если смерд умрет, не оставив сыновей-наследников, то его имущество достанется князю; если же осталась незамужняя дочь, то для нее выделяется только часть наследства.

Подробно рисует «Русская правда» положение другого зависимого человека – закупа. У закупа нет своего хозяйства. Он возделывает господскую землю при помощи господских же земледельческих орудий – плуга и бороны. Если закуп сломает эти орудия, то он обязан за них уплатить господину; если закуп не загонит скотину во двор, не затворит ворота или если скотина погибнет в поле во время работы, то вина также лежит на нем. Если закуп убежит от господина, то по возвращении его хозяину он становится полным рабом.

Всего труднее жилось «холопам» - рабам. Их в древней Руси было меньше, чем смердов. Холопами становились, прежде всего, дети холопов. Иногда свободные люди были вынуждены продавать себя в холопство. Холопом становился и тот, кто брал на себя заведование княжеским или боярским хозяйством, делался тиуном или ключником, не договорившись, что он останется свободным. Холоп был полной собственностью господина, и «Русская правда» грозит строгими наказаниями тем, кто поможет бежать холопу, укажет ему путь при побеге.

«Русская правда» в первую очередь охраняла княжеские интересы. Князь мог отдать имущество неугодного ему человека на «поток и разграбление». В его казну шли штрафы с населения, взимавшиеся по суду. За убийство княжеского тиуна «Русская правда» устанавливает штраф в 80 гривен, а за убийство смерда или холопа, работавшего в княжеском хозяйстве, - только 5 гривен.

Из «Русской правды» можно узнать и о торговых порядках древней Руси. Купцы были в большом почете, в особенности «гости», торговавшие с чужими странами. «Русская правда» устанавливала порядок разрешения различных споров. Например, если человек, взявший у купца на хранение товар, отказывался это признать, он должен был принести клятву. Клятва называлась «ротой». «Рота» произносилась в церкви, переел крестом, но она часто оказывалась лживой.

Страницы: 1 2

Социально-экономические предпосылки
Какие факторы привели к формированию государства на Руси? Некоторые историки склоняются к мысли о том, что изменения в хозяйственной жизни восточнославянских племен, развитие у них культуры земледелия, позволяющей получать все больше и больше продуктов, обеспечивая тем самым не только себя, свой род, но и обмениваясь с другими племенами ...

Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи
На пути к имперству самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. В системе петровских преобразований церковная реформа вовсе не была случайным эпизодом. Напротив, она носила едва ли не самый последовательный и принципиальный характер. Философ начала XX века Г.В. Флоровский считал, что это был властный и резкий опыт «государ ...

Взимание дани как выражение зависимости Руси от Золотой Орды
После монголо-татарского нашествия 1237-1240 гг. русские земли оказались в подчинении у монгольских ханов – правителей западной части улуса Джужи которую стали именовать «Золотой Ордой». В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм (в Средней Азии), Волжская Булгария, Северный и Крым; Русь также находилась от Орды в вассально ...