Общая характеристика немецкой исторической школы.
Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.
а) Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической
политической экономии
. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс.
Отсюда следует другая особенность учения немецкой исторической школы -
б) антикосмополитизм
. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией» или «Народнохозяйственным учением».
в) Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам
анализа
. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).
г) Трактовка народного хозяйства как
единого целого
, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.
д) Отрицательное отношение к концепции
экономического человека
. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободным от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал один из «немцев», Б. Гильдебранд, «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и . его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества». Короче говоря, человек - это культурное существо
, ориентированное на общественные ценности
. Отсюда следует еще одна особенность учения немецкой исторической школы -
е) Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни
и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.
ж) Понимание хозяйства как эволюционирующей системы,
проходящей в своем развитии различные стадии.
Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.
Современная характеристика ленинских
социалистических планов
Существует мнение, что В.И. Ленин в 1921г. пересмотрел свои взгляды и обосновал новую модель социализма. Справедливо ли это мнение?
Ответ на этот вопрос не так прост. Сегодня существует, по крайней мере, три позиции по этому вопросу. Ряд исследователей считают, что можно говорить о полной перемене ленинских взглядов. Нэп отождествляетс ...
Версия об экспансионистских мотивах Сталина
Как полагает ряд исследователей, договор стал проявлением экспансионистских устремлений Сталина, который стремился столкнуть Германию с «западными демократиями» и занять позицию «третьего радующегося», а после их взаимного ослабления — советизировать Западную Европу.[11] С. З. Случ, полагающий, что Сталин видел в Германии, прежде всего, ...
Для Северо-Западного Магнитки
В сообщении статистического управления Мурманской области об итогах работы в последнем году семилетки говорилось, что в 1965 г. произведено 5891 тыс. т железного концентрата. А в 1958 г. область давала всего 1600 тыс. т концентрата. Иначе говоря, за семилетку был достигнут рост в 3,5 раза. Ежедневно в годы семилетки обогатители двух зап ...
Разделы