Государственный порядок
Страница 1

Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины состояла из трех воеводств: Киевского, Брацлавского и Черниговского, которые после освобождения были разделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Итак, освобожденная территория имела свое административно-территориальный деление. Полково-сотенное устройство было важным элементом украинской государственности. Уже начиная из 1648 г., полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их границах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. До 1654 г. уволенная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Итак, на время заключения украинско-русского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически утвердили этот факт.

В начале Освободительной войны вышестоящим органом власти был Военный совет Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировалось, и военно-административным порядком Запорожской Сечи, и отображалось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов, как военных, так и политических: он выбирал гетмана и генеральное правительство и имел право их устранения, решал все вопросы внешней политики, отсылал посольства, принимал послов, осуществлял правосудие. Право на участие в нем имели все казаки.

Начиная с 1649 г., Военный совет созывался редко. Имеются сведения об совете в 1650 г., двух — в 1651 г., нескольких — в 1653 г. и еще один (последний) в январе 1654 г. — в Переяславе.

Одновременно с снижением роли Военного совета возрастает значение старшинских советов. И хотя это был второстепенный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех степеней: Генерального, полкового и сотенного правительств.

Генеральное правительство было центральным органом управления. Оно возглавляло всю систему управления и было постоянно действующим органом. Генеральное правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральное правительство гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральное правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана, в Генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными областями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними отношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный казначей возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, который с течением времени вытесняет Военный совет.

Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства, также выборные лица в городах и селах.

Страницы: 1 2 3

Демографическая ситуация в Европе в эпоху средневековья
Вопрос о причинах столь заметного расширения границ латинского христианства в эпоху Высокого Средневековья естественным образом влечет за собой другой – увеличивалась ли при этом численность христианского населения. Конечно, рост населения не является ни необходимым, ни достаточным условием для расширения культурного ареала. Превосходст ...

Издержки государственного управления в годы Великой Отчественной войны
Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих Совет ...

Научное наследие
Рукописное наследие М.В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только ос ...