Государственный порядок
Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины состояла из трех воеводств: Киевского, Брацлавского и Черниговского, которые после освобождения были разделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Итак, освобожденная территория имела свое административно-территориальный деление. Полково-сотенное устройство было важным элементом украинской государственности. Уже начиная из 1648 г., полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их границах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. До 1654 г. уволенная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).
Итак, на время заключения украинско-русского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически утвердили этот факт.
В начале Освободительной войны вышестоящим органом власти был Военный совет Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировалось, и военно-административным порядком Запорожской Сечи, и отображалось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.
В компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов, как военных, так и политических: он выбирал гетмана и генеральное правительство и имел право их устранения, решал все вопросы внешней политики, отсылал посольства, принимал послов, осуществлял правосудие. Право на участие в нем имели все казаки.
Начиная с 1649 г., Военный совет созывался редко. Имеются сведения об совете в 1650 г., двух — в 1651 г., нескольких — в 1653 г. и еще один (последний) в январе 1654 г. — в Переяславе.
Одновременно с снижением роли Военного совета возрастает значение старшинских советов. И хотя это был второстепенный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.
Система управления состояла из трех степеней: Генерального, полкового и сотенного правительств.
Генеральное правительство было центральным органом управления. Оно возглавляло всю систему управления и было постоянно действующим органом. Генеральное правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральное правительство гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральное правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана, в Генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными областями управления.
Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними отношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный казначей возглавлял финансовую систему государства.
Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, который с течением времени вытесняет Военный совет.
Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства, также выборные лица в городах и селах.
Упадок дворянства.
В первой главе своей книги автор объясняет происхождение мифа об упадке дворянства и причины господства этого мифа среди исследователей. Почему же возник этот миф? Корни его кроются в ошибочном понимании многими западными и советскими историками природы российского общества и размаха происходящих в нем перемен. Российские экономисты, по ...
Присоединение Средней Азии к России
К моменту широкого наступления России Средняя Азия имела разнообразное по национальному составу население. Из феодальных государств Средней Азии выделялись три - Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. В 1864 году русские войска вступили в пределы Кокандского ханства. Были заняты города Туркестан и Чимкент. В июне 1865 года б ...
Янъу – первое реформаторское движение
Первое реформаторское движение в Китае («янъу» – 1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и «благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупными военачальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» – их более консервативными оппонентами.
Это движение непосредственно стимулирова ...
Разделы