Государственный порядок
Страница 1

Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины состояла из трех воеводств: Киевского, Брацлавского и Черниговского, которые после освобождения были разделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Итак, освобожденная территория имела свое административно-территориальный деление. Полково-сотенное устройство было важным элементом украинской государственности. Уже начиная из 1648 г., полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их границах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. До 1654 г. уволенная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Итак, на время заключения украинско-русского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически утвердили этот факт.

В начале Освободительной войны вышестоящим органом власти был Военный совет Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировалось, и военно-административным порядком Запорожской Сечи, и отображалось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов, как военных, так и политических: он выбирал гетмана и генеральное правительство и имел право их устранения, решал все вопросы внешней политики, отсылал посольства, принимал послов, осуществлял правосудие. Право на участие в нем имели все казаки.

Начиная с 1649 г., Военный совет созывался редко. Имеются сведения об совете в 1650 г., двух — в 1651 г., нескольких — в 1653 г. и еще один (последний) в январе 1654 г. — в Переяславе.

Одновременно с снижением роли Военного совета возрастает значение старшинских советов. И хотя это был второстепенный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех степеней: Генерального, полкового и сотенного правительств.

Генеральное правительство было центральным органом управления. Оно возглавляло всю систему управления и было постоянно действующим органом. Генеральное правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральное правительство гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральное правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана, в Генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными областями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними отношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный казначей возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, который с течением времени вытесняет Военный совет.

Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства, также выборные лица в городах и селах.

Страницы: 1 2 3

Аграрная реформа и развитие сельского хозяйства
Как известно, к началу XX в. главными формами землевладения в Белоруссии являлись крепостнические - дворянские, надельное крестьянское и государственное. В 1905 г. дворяне в Белоруссии держали в своих руках 41 % всей земли. Они составляли абсолютное большинство среди 2896 латифундистов-собственников, которые владели 500- и более десяти ...

Денежные реформы России в XVI-XVIII вв.
Задолго до создания Древнерусского государства восточнославянские племена использовали в качестве эквивалента денег не только домашний скот, но и меха диких зверей. С середины IX до X в. у русичей имелись запасы серебряных монет из Арабского халифата, чаще из городов Багдада и Куфы. Во второй половине X в. некоторое время имели хождение ...

Поиски исчезнувшей прародины
Утверждение о том, что многие легенды и предания в разных частях земного шара порой повторяют одни и те же сюжеты, сегодня вряд ли кого-нибудь удивишь. Зная, что сознание человека, где бы он ни проживал, развивается по одним и те же законам, логично предположить, что в его мозгу могут возникнуть одни и те же легенды. И, тем не менее, ч ...