Янъу – первое реформаторское движение

Реформаторское движение в Китае в XIX веке » Янъу – первое реформаторское движение

Первое реформаторское движение в Китае («янъу» – 1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и «благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупными военачальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» – их более консервативными оппонентами.

Это движение непосредственно стимулировалось военными поражениями Китая в Опиумных войнах. Следуя давнему завету древних «перенимать искусные приемы инородцев, чтобы подавлять инородцев», правители Китая попытались позаимствовать прежде всего то, что наиболее наглядно определяло преимущество европейцев, а именно – материальную составляющую западной культуры, прежде всего вооружение (включая и методы его применения), но также и технику двойного и гражданского назначения

Реформаторское движение, начавшееся с 60-х годов XIX в., было практическим воплощением тезиса «китайские знания – сущность, западные знания – инструмент» («чжунсюэ вэй ти, сисюэ вэй юн»), авторство которого обычно приписывается видному сановнику-реформатору конца XIX в. Чжан Чжидуну, хотя подход, выраженный в данной формуле, возник еще на рубеже Минской и Цинской эпох. Первая половина тезиса провозглашала основополагающими принципами политики и морали традиционные нормы и догмы, а вторая – указывала на возможность прикладного применения западной науки и техники.

Написанная в 1898 г. работа Чжан Чжидуна «Призыв к учению» («Цюаньсюэ нянь») поясняла сущность прокламируемого подхода. Она сводилось к двум основным моментам. Г. Китай остается Китаем постольку, поскольку соблюдается отношения между господином и подданным, между отцом и сыном, между супругами, поскольку существуют нормы добродетели, определяющие, что достойно почитания, а что – презрения, что бесценно, а что ничтожно, поскольку имеется простая этическая система, в центре которой – понятие долга, потому рассуждения о свободе, равенстве, власти народа недопустимы. Усиление Китая сегодня невозможно без западных знаний. Но если грамотный человек не усвоит сперва китайских знаний, то «чем более он углубится в западные знания, тем сильнее станет ненавидеть Китай». Такой человек не может быть полезен Китаю, а в худшем случае может стать вдохновителем смуты.

Под знаком движения «яньу» возникли внешнеполитические ведомства, государственная служба переводов, а также первые оружейные заводы, верфи, современные угольные шахты, металлургические предприятия, железнодорожные и пароходные компании, руководимые непосредственно государством (часто на провинциальном уровне) или же действовавшие под надзором государства.

Новый Верден
Из доклада советского офицера из этого района явствует: «Противник занял Кашару, Кутюрку, Погореловцы и Самодуровку и, готовясь к второй лобовой атаке, двинул 200 танков и моторизованную пехоту в направлении Теплого. 1-я и 2-я батареи погибли, но не отступили ни на шаг. Уничтожено сорок танков. В первом батальоне противотанковых ружей ...

Общественное движение. Введение земств
Третьеиюньская политическая система и расстановка сил. После поражения первой буржуазно-демократической революции в стране установилась полоса черносотенной реакции. Во многих уездах и городах Белоруссии до 1909 г. действовало «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Царская администрация на местах (губернаторы, градоначальники) ...

Изменения в общественном порядке
Освободительная война внесла определенные изменения в общественное отношения. Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на господствующие и зависимые слои в Украине осталось. Польскую знать как господствующее сословие заменило казачество, среднее и мелкое укр ...