Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание – собрание всех членов этого племени. Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство членов племенного сообщества. На нём избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени. Эти должности занимали наиболее авторитетные члены племени.
Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными.
Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками. Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение.Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII вв. условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев."Союзы союзов"
. "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.Усиление роли дружины в управлении над обществом связано с большим значением военных действий для Руси. В результате роль дружины возрастает и дружина выступает как орган давления и принуждения, что способствует формированию государства.
Предмет и задачи методики обучения истории
Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения т ...
Иван Грозный и его время. Характеристика Ивана IV
В январе 1526 года Василий 3 женился на Елене Васильевне Глинской, молодой племяннице князя Михаила Львовича Глинского, выходца из Литвы, который в 1508 году перешел на службу к московскому государю, а с 1514 года находился в заточении по обвинению в измене. Выбор невесты свидетельствовал не только о желании иметь наследника, который мо ...
Штурм Измаила
К осаде Измаила Потемкин приступил поздно осенью. Для захвата крепости была выделена группа войск, насчитывающая 31 тыс. человек при 600 орудиях и флотилия де-Рибаса. Турки имели в Измаиле крупный гарнизон в 35 тыс. человек и крепостную артиллерию, насчитывающую 300 орудий. Крепость имела сильные укрепления. Мощный вал с семью бастионам ...



Разделы