Кризис власти и княжеско-боярская оппозиция

Смутное время в жизни Московского государства » Кризис власти и княжеско-боярская оппозиция

В последние дни жизни Иван Грозный создал регентский со­вет, в который входили бояре. Совет был создан для того, чтобы управлять государством от имени его сына царя Федора, не спо­собного делать это самостоятельно. Таким образом, при дворе образовалась мощная группировка, возглавляемая влиятельным Борисом Годуновым, который постепенно устранял своих сопер­ников.

Правительство Годунова продолжало политическую линию Ивана Грозного, направленную на дальнейшее усиление царской власти и укрепление положения дворянства. Были приняты меры по восстановлению помещичьего хозяйства. Пашни служилых феодалов были освобождены от государственных налогов и по­винностей. Были облегчены служебные обязанности дворян-по­мещиков. Эти действия способствовали укреплению правитель­ственной базы, что было необходимым в связи с продолжавшим­ся сопротивлением феодалов-вотчинников.

Большую опасность для власти Бориса Годунова представля­ли бояре Нагие, родственники малолетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Дмитрий был выслан из Москвы в Углич, который был объявлен его уделом. Углич вскоре превра­тился в оппозиционный центр. Бояре ожидали смерти царя Федо­ра, чтобы оттеснить Годунова от власти и править от имени мало­летнего царевича. Однако в 1591 году царевич Дмитрий погибает при загадочных обстоятельствах. Следственная комиссия под предводительством боярина Василия Шуйского дала заключение, что это был несчастный случай. Но оппозиционеры начали уси­ленно распускать слухи о преднамеренном убийстве по приказу правителя. Позднее появилась версия о том, что был убит другой мальчик, А царевич спасся и ждет совершеннолетия для того, чтобы вернуться и наказать «злодея». «Углицкое дело» долгое время оставалось загадкой для русских историков, однако последние исследования дают основания думать, что действительно произо­шел несчастный случай.

В 1598 году умер, не оставив наследника, царь Федор Ивано­вич. Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Пока на Московском престоле были государи старой привыч­ной династии (прямые потомки Рюрика и Владимира Святого), население в огромном большинстве своем беспрекословно под­чинялось своим «природным государям». Но когда династии пре­кратились, государство оказалось «ничьим». Высший слой мос­ковского населения, боярство, начало борьбу за власть в стране, ставшей «безгосударственной».

Однако попытки аристократии выдвинуть царя из своей среды не удались. Позиции Бориса Годунова были достаточно сильны. Его поддерживали Православная церковь, московские стрельцы, приказная бюрократия, часть бояр, выдвинутых им на важные должности. К тому же соперники Годунова были ослаблены внут­ренней борьбой.

В 1598 году на Земском соборе Борис Годунов, после двукрат­ного публичного отказа, был избран царем.

Первые его шаги были весьма осторожны и направлялись, в основном, на смягчение внутренней обстановки в стране. По при­знанию современников новый царь был крупным государствен­ным деятелем, волевым и дальновидным, умелым дипломатом. Однако в стране шли подспудные процессы, приведшие к полити­ческому кризису.

Манихейство и его социальная сущность
Основатель этого учения Мани родился около 215 г. в Вавилонии и начал свою проповедь в 242 г. в г. Ктесифоне. Основной идеей манихейства, как и зороастризма, была дуалистическая идея, признававшая существование двух начал – светлого и темного, добра и зла. Мир рассматривался как арена борьбы этих начал, а цель мирового развития – освобо ...

Биография М.В. Ломоносова
Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец ...

Главные постулаты конфуцианства.
Конфуций, Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.), выходец из луских ши, первым дал свой вариант ответа на вызов быстро и резко трансформировавшегося чжоуского общества. Опираясь на чжо-уско-лускую модель идеологических ценностей и приоритет этической нормы в поиске путей к стабильности, упорядоченной гармонии, он предложил в качестве основы успе ...