Основная часть. Этапы петровских реформ
Страница 3

Материалы » Петровские реформы » Основная часть. Этапы петровских реформ

.

– учреждение Синода.

· упразднение должности патриарха

· наблюдение за Синодом – обер-прокурор

1722

г. – утверждение штата священнослужителей.

1720 г

.

– Генеральный регламент. Единая система делопроизводства.

5) В области армии и флота

1705 г

.

– введение рекрутской повинности.

1716 г

.

– введение нового военного устава сухопутных сил

1720 – Морской устав

Русская армия = 200 тыс. регулярная сухопутная + 100 тыс. казаков + 28 тыс. флотских.

Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер.

Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии[4]. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы.

Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел.

Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената.

Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества.

Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.[5] Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.

Страницы: 1 2 3 4

Члены трибунала
Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением. от США: бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл (англ.). от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко. от Великобритани ...

Политическая биография Ф. Кастро
Фидель Кастро - бессменный лидер Кубы с 1959 года по 2008 год. Биографию Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции, ни от жизни кубинского общества. При этом практически с момента штурма казарм Монкада Кубинская революция закономерно олицетворялась прежде всего с образом ее вождя и во многом персонифицировалас ...

Культурная жизнь Красноярска
С окончанием войны встали сложные задачи в области культурного строительства. Прежде всего, нужно было восстановить разрушенные оккупантами очаги культуры, значительно расширить сеть школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений. Ответственные задачи стояли и в идеологической сфере, в деле коммунистическо ...