Основная часть. Этапы петровских реформ
Страница 3

Материалы » Петровские реформы » Основная часть. Этапы петровских реформ

.

– учреждение Синода.

· упразднение должности патриарха

· наблюдение за Синодом – обер-прокурор

1722

г. – утверждение штата священнослужителей.

1720 г

.

– Генеральный регламент. Единая система делопроизводства.

5) В области армии и флота

1705 г

.

– введение рекрутской повинности.

1716 г

.

– введение нового военного устава сухопутных сил

1720 – Морской устав

Русская армия = 200 тыс. регулярная сухопутная + 100 тыс. казаков + 28 тыс. флотских.

Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер.

Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии[4]. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы.

Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел.

Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената.

Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества.

Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.[5] Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.

Страницы: 1 2 3 4

Завоевание Китая монголами
В XII в. на территории современного Китая сосуществовали четыре государства, на севере - чжурчжэньская империя Цзинь, на северо-западе - тангутское государство Западное Ся, на юге - Южносунская империя и государственное образование Наньчжао (Дали) в Юньнани. Эта расстановка сил стала итогом иноземных вторжений кочевых племен, обосновав ...

Индустриализация
В течение 16 лет своего существования МАССР достигла больших успехов в экономическом и культурном развитии. Были созданы новые промышленные предприятия, восстановлены прежние. В то же время следует подчеркнуть, что населению республики было нелегко. Как и на всей территории СССР, в республике индустриализация со всеми ее положительными ...

Гениальный преобразователь или чудовищный кровопийца?
1929 год является важнейшим рубежом в биографии И. В. Сталина. Помпезное празднование 50-летия Генерального секретаря ЦК ВКП(б), можно сказать, зафиксировало превращение лидера партии в единоличного руководителя страны. Высказывая свое мнение о Сталине уже после его смерти, Н. С. Хрущев писал: «Безусловно, И. В. Сталин был человеком, п ...