История танков РККА
Страница 2

Материалы » История танков РККА

В 1928 г. началось масштабное претворение в жизнь планов индустриализации СССР. Прежде всего, в первую пятилетку строились предприятия тяжелой промышленности. С их вступлением в строй становилось возможным начать массовый выпуск боевых машин, и тут с особой остротой встал вопрос правильного выбора типов и моделей танков, необходимых для вооружения армии.

К этому вопросу советское руководство подошло со всей серьезностью. На состоявшемся 17–18 июля 1929 г. заседании Реввоенсовета СССР приняли «Систему танко-тракторно-авто-броневооружения РККА». Было решено строить следующие типы танков: колесно-гусеничные танкетки, малые танки (к таким отнесли и существующие тогда МС-1), средние и тяжелые танки. Оставалось только разработать конструкции танков, соответствующие требованиям «Системы…» и пригодные к выпуску на уже существовавших тогда и вновь строящихся заводах.

Но это было совсем не просто. Мешали прежде всего недостаток специальных знаний и отсутствие достаточного практического опыта танкостроения у советских инженеров и конструкторов того времени. Да и самих грамотных специалистов остро не хватало, поэтому появляющиеся тогда проекты и прототипы боевых машин страдали излишней сложностью и избыточным весом, были нетехнологичны, ненадежны и слишком дороги. Такие танки были стране просто не по карману. Поэтому понятно, почему для ускорения развития собственного танкостроения было принято вполне обоснованное решение обратиться к лучшему зарубежному опыту.

Жизнь доказала правильность этого пути, ведь из разработанных в СССР в 1931–1939 гг. 78 образцов танков и танкеток ни один так и не был принят на вооружение. На службе в РККА в тот период состояли танки с иностранными корнями. Свой собственный уверенный почерк советские танкостроители обрели только к концу Великой Отечественной войны.

Как раз во время принятия «Системы…» состоялось близкое знакомство отечественных специалистов с новейшей тогда немецкой техникой в вышеупомянутой секретной советско-германской танковой школе «Кама». Изучение десяти опытных образцов немецких танков и опыт их эксплуатации на полигоне, несомненно, принесли огромную пользу советскому танкостроению. Их лучшие особенности были должным образом отмечены, оценены и позаимствованы. Так, в конструкции будущих советских танков стала использоваться спаренная установка пушки и пулемета, а в технологии производства башен и корпусов начали применять сварку. Первые советские танковые оптические прицелы и радиостанции тоже разрабатывались на базе их немецких прототипов.

5 декабря 1929 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О выполнении танкостроительной программы». В нем, в частности, предлагалось:

«Командировать за границу авторитетную комиссию из представителей ВСНХ и Йаркомвоенмора и возложить задачу:

а) выбор и закупку типов и образцов танков,

б) выяснения возможностей получения техпомощи и конструкторов».

Во исполнение этого постановления 30 декабря 1929 г. в зарубежную командировку была направлена комиссия под руководством начальника Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепского. Комиссия была уполномочена закупить образцы всех танков, включенных в утвержденную «Систему танко-тракторно-авто-броневооружения РККА». Вначале она посетила Германию, Чехословакию и Францию, но подходящих для Красной Армии образцов танков там не нашлось, были приобретены только тягачи в Германии и во Франции.

Самой передовой танкостроительной страной мира в то время считалась Великобритания, родина первых танков, а лидирующей английской компанией по разработке и производству бронетанковой техники была хорошо известная и сейчас фирма «Виккерс». Туда и направилась комиссия Халепского. Деловые переговоры прошли довольно успешно, удалось заказать почти все запланированное. Все, кроме тяжелого танка, который англичане продать отказались.

Это произошло вовсе не по прихоти компании «Виккерс», которая переживала тогда не самые лучшие времена. После окончания Первой мировой войны британское правительство перестало заказывать у нее боевую технику сотнями и тысячами штук. В 20-е годы речь шла только об опытных экземплярах или, в лучшем случае, о десятках проданных английской армии танков. Чтобы сохранить танковое производство, фирма прилагала немалые усилия для развития экспорта своей продукции. Но ее руки были связаны правительством, которое разрешало продажу самых современных танков только проверенным союзникам Великобритании. Остальным можно было купить только боевые машины, уступавшие танкам, которые находились или планировались поступить на вооружение английской армии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Развитие промышленности
Промышленный подъем. С 1909 г. в экономическом развитии Белоруссии после депрессии 1904-1908 гг. начался новый промышленный подъем, который продолжался до начала первой мировой войны. Он был обусловлен повышением покупательной способности населения, ростом цен на сельскохозяйственные продукты, притоком капиталовложений в промышленное пр ...

Начало Великой Отечественной войны и ее освободительный характер. Периоды войны. Главный фронт Второй мировой войны
фашистская Германия 22 июня 1941 г. без объявления претензий и ультиматума вторглась на территорию СССР. В этот же день в войну против СССР вступили также Италия, Финляндия, Румыния и Венгрия. Готовясь к войне, руководители Германии разработали план военных действий против СССР. Он вошел в историю как план «Барбаросса». Предполагалось, ...

Внешний вид (одежда, украшения, внешность)
Вавилония постоянно вела войны с другими странами. Это сильно повлияло на характер одежды месопотамцев. Прежде всего материал, из которого шили одежду, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливались из шерсти. Высоко было развито красильное ремесло. Особенно ценились ткани пурпурные и тёмно-ф ...