Опричнина.
Страница 1

Как уже упоминалось, в 60-е года ХУ1 в. число мятежей, предательств и измен со стороны боярской знати было настолько велико, что возникала необходимость в усиление самодержавной власти царя. Царь считал, что все неудачи его политики неразрывно связанны с предательством бояр и что только он, обладая сильной самодержавной властью, сможет привести страну к победе в Ливонской войне и процветанию державы. Но основным препятствием к усилению его власти, как он считал, были боярские привилегии и боярско-княжеская оппозиция. Неразвитость форм государственного управления, время, в которое это всё происходило, а также особенности характера царя привели к установлению опричнины. Иван 1У искоренял остатки раздробленности чисто феодальными средствами.

В конце 1564 года царь приказал собрать из городов в Москву с жёнами и детьми дворян, детей боярских и приказных людей, выбрав их поимённо. 3 декабря в Кремль приехало множество саней; из дворца вынесли и уложили в сани всякие драгоценности: иконы, кресты, одежды, сосуды и пр. Всем прибывшим из городов дворянам и детям боярским было приказано собираться в путь с царём. Все в Москве были в недоумении. Две недели царь пробыл в селе Коломенское, потом переехал со своим обозом в село Тайнинское, а оттуда через Троице-Сергиев монастырь прибыл в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области), своё любимое местопребывание.

Никто не осмелился обратиться к удалившемуся царю. Наконец, 3 января приехал от него в столицу Константин Поливанов с грамотой к митрополиту, всему духовенству и Боярской думе, где сообщал об отказе от власти из-за предательства бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» - кроме; так раньше назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Гонец привёз от государя другую грамоту к гостям, купцам и ко всему московскому народу. В ней царь писал о принятом решении и добавлял, что к ним у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический манёвр. Используя страх остаться без главы государства в то время, когда оно находится в войне с соседями и веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. И это произошло, а царь в свою очередь продиктовал условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была поделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван Грозный включил наиболее важные земли. В неё вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В волостях этих городов поместья раздавались только тем дворянам и детям боярским, которые были записаны в опричное войско (сначала в 1000 человек). Содержать это войско должно было население земщины. В стране сложились две параллельные системы органов управления: опричные и земские. Управление земщиной царь доверял земским боярам: Бельскому, Мстиславскому и другим. Все земские дела решались боярским советом, а в важнейших случаях бояре докладывали государю. Земщина имела значение опальной земли, постигнутой царским гневом. Царские опричники носили чёрную одежду, а к их сёдлам были приторочены собачьи головы и мётлы, символизирующие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Иван Грозный пытался уничтожить сепаратизм феодальной знати практически любыми способами, и зачастую от опричного террора страдали народные массы. В стране наступило время казней, ссылок и просто свирепого бесчинства опричников. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 года Иван 1У предпринял поход на Новгород, жители которого якобы хотели перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. В Твери в Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Фёдор Колычёв), сосланный туда за осуждение опричного беспредела. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 года. В самом Новгороде погром лился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

Страницы: 1 2

Религия.
Существенной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее появлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления того времени, но и многочисленные наслоения далеких первобытных времен. Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальн ...

Софья Палеолог как феномен в жизни Москвы
Ее влиянию приписывали важнейшие государственные деяния. В.О. Ключевскийсчитал: "Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Иван ...

Сербия.
Как проходил процесс христианизации сербов судить трудно, т.к. основной источник, Константин Багрянородный, почти не уделил внимания этому вопросу, отметив только, что крещение совершилось в первой половине 7в., а пресвитеры и епископы были приглашены из Рима. Но несомненно, что этот процесс был длительным. Главным оплотом православия в ...