Заключение

Переход от Республики к Империи в эпоху раннего Принципата имеет особое значение в античной истории. За короткий период (III - II в. до н. э) Рим стал хозяином Средиземноморья, завоевав огромные территории в Европе, Азии Африке, практически объединив под своей властью весь средиземноморский цивилизованный мир и став крупнейшей державой древности. Начинается новый этап - превращение этой внезапной появившейся Империи в единое целое, когда Рим и провинции стали сближаться не только в правовом отношении, но и сближались их экономика, социальная структура и идеология.

Опорой Августа являлся класс рабовладельцев, в чьих интересах принцепс и проводил внешнюю и внутреннюю политику. Ему удалось после прекращения гражданских войн консолидировать различные слои рабовладельцев, укрепить рабовладение. Принципат не был результатом революции, он был реакцией против волнений масс. В период принципата остается неизменным немало порядков, присущих рабовладельческому городу-государству, но вместе с тем закладываются основы новой политики по отношению к провинциям.

Принципат как определенный политический порядок должен был разрешать задачи, стоявшие перед рабовладельческими классами всего Средиземноморья, а не только города Рима. Несмотря на сохранение традиций, задачи государства расширились. Оно смелее, чем прежде, регулирует вопросы гражданского оборота, вмешивается в семейные отношения, даже пытается регулировать отношения между рабом и господином. Все это нашло отражение в римском праве, разработкой которого занимались многочисленные юристы.

[1] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 167.

[2] История Древнего Рима / Сост. К.В. Паневин. СПб: Полигон, 1998. С. 504.

[3] Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1998. С. 78.

[4] Антология мировой правовой мысли. Т.1. Античность. М.: Мысль, 1999. С. 35.

[5] Машкин Н. Принципат Августа М.: изд-во АН СССР, 1949. С. 301.

[6] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов М.: Норма, 2003. С. 88.

[7] Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л.: изд-во ЛГУ, 1985. С. 130

[8] Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. М.: Наука, 1989. С. 45.

[9] История Древнего мира / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. М.: Харвест, 1998. С. 101.

[10] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов М.: Норма, 2003. С. 91.

[11] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Жидкова. М.: Норма - Инфра, 1999. С. 77.

[12] Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб: Полигон, 2002. С. 499.

[13] Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М.: Былина, 1998. С. 58.

[14] Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск: Русич, 2000. С. 322.

[15] Сергеев В. История древней Греции. СПб: Полигон, 2002. С. 244.

[16] Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб: Полигон, 2002. С. 167.

Нравственно-психологическая атмосфера в советском обществе после войны. Новый виток репрессий в конце 40-х – начале 50-х гг.
Победа в Великой Отечественной войне изменила психологию советского народа. Резко возросло чувство собственного достоинства, патриотизма. Миллионы советских людей в рядах Красной Армии побывали за границей, что резко расширило их кругозор. Примитивные идеологические стереотипы перестали срабатывать. В стране проявился огромный интерес к ...

Кризис полиса или кризис цивилизации?
Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но, главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в сост ...

Предмет и задачи методики обучения истории
Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения т ...