Исследования 70-х - 80-х годов
Страница 1

Материалы » Бронзовый век в Кыргызстане » Исследования 70-х - 80-х годов

Летом 1975 года, в с. Шамши Кочкорского района колхозником Т. Джапаровым был найден клад эпохи поздней бронзы. В него входили 27 бронзовых предметов: два вислообушных топора, кельтобразный молоток, желобчатое и копьевидное долота, тесло с уступом, тесло с лобным ушком, три серпа косаря, черешковое копье, бритва, однолезвийный нож, четыре зеркала, четыре бляхи, два кольца, крючок, шило, ажурная булавка и слиток металла. Рассматривая топоры, Е.Е. Кузьмина и И. Кожембердиев первый топор определили как "туркестанский", а второй более архаичный как ранний вариант "туркестанского". Причем, авторами было сделано весьма верное заключение, что второй топор, из шамшинского клада определяет тип промежуточный между широко вислообушными и туркестанскими. И сделали предположение "что, возможно, указывает на развитие типа топоров с гребнем, характерных для азиатских степей, из более древних, широко вислообушных топоров Приуралья эпохи развитой бронзы". Желобчатое же долото вообще послужило поводом для абсолютной датировки XIII (или XII) - IX вв. до н.э. по всей Европе. Тесло же с уступом указывают на то, что они принадлежат к числу изделий специальных для казахстанского очага бронзовой культуры (по М.П. Грязнову) или казахстанской металлургической провинции (по Е.Е. Кузьминой) и объединяют металлургические очаги Северного, Восточного и Южного Казахстана, Алтая, Киргизии и степей Ферганы. Серпы на основе комплекса клада Сосновая Маза в Поволжье (относится к XII вв. до н. э) и многочисленных находок в Семиречье были отнесены к эпохе поздней бронзы. Бритвы с усеченно-овальной формой авторы также датировали в пределах последней четверти II тыс. лет до н.э. На основе аналогий найденных из коллекций из Шадринского музея, экземпляров из Лобойковского клада на Украине и клада найденного 1974 году на Дону у с. Терешково, Богучарского р-на, Воронежской области, датируемых последней четвертью II тыс. до н.э. - примерно XII в. до н.э., также были датированы этим временем. К этому же времени были отнесены зеркала из этого клада. Таким образом, рассматривая вещи из Шамшинского клада, авторы условно разделили их на две группы: "первая - хронологический диапазон очень широк и поэтому они не могут быть использованы для установления датировки клада; вторая - предметы, находящие аналогии в комплексах эпохи поздней бронзы Евразии XII - IX (VIII) вв. до н.э. Это позволяет надежно датировать клад из Шамши эпохой поздней бронзы". Шамшинский клад по разнообразию входящих в него типов был определен авторами как ключевой и эталонный. Решающее значение в определении датировки Шамшинского клада сыграли следующие факты. www.todayculture.ru

Бритва, относящаяся по западным параллелям к XII в. до н.э.

Вислообушный топор без гребня (архаичный) - позволяющий датировать последней четвертью II тыс. до н.э.

Форма однолезвийного ножа, отличающегося примитивностью по сравнению с более выработанными типами ножей кладов Садовое и Турксибский.

Форма копья с черешком, отличающегося от сукулукского и турксибирского отсутствием выкружек в основании пера.

Наличие архаичных круглых вогнутых зеркал, характерных для памятников развитой бронзы и обычно отсутствующих в комплексах позднебронзового века.

На основе всего этого Шамшинский клад был рассмотрен ими как самый ранний среди известных комплексов эпохи поздней бронзы Киргизии.

Страницы: 1 2

Второй Общекиргизский съезд
Для того, чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции 1917 года, 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся II-ой Общекиргизский съезд. В его работе принимали участие делегаты со всего Туркестана: от образованной 1 июля 1917 года Букеевской губернии (бывшая Букеевская Орда), Уральской, Турга ...

Новые профессиональные и образовательные модели.
Данная глава посвящена обзору новых профессиональных и образовательных моделей дворянства, возникших в течение полувека после освобождения крестьян. Большинство дворян, однако, все еще посвящали себя службе государству. Но вот мотивы и характер этой службы начали коренным образом меняться. Глава снабжена статистическими таблицами числен ...

Приезд в Петербург.
Слава Распутина опередила его самого- слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церков ...