Установление принципата августа
Страница 1

Материалы » Политическая система принципата Августа » Установление принципата августа

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных людей. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме[1].

С окончанием гражданской войны, после смерти Антония и конца второго триумвирата, главой Римского государства стал Октавиан. В 29 г. Октавиан получил пожизненное императорство и приступил к реорганизации доставшегося ему колоссального наследства в виде Римской республики. Однако, не чувствуя в достаточной мере прочным свое положение, Октавиан действовал в высшей степени осторожно. Стремясь сгладить остроту государственного переворота, он выступал не в роли основателя монархии, а в более скромной роли реставратора республики. Республиканские учреждения, привычки и нравы слишком крепко срослись со всем строем римской жизни, чувствами и нравами современников Октавиана, чтобы можно было сразу порвать с прошлым и превратить граждан в подданных. Этого не желал и сам Октавиан, достаточно умный и расчетливый политик. Превращение республики в монархию совершалось медленно, по мере изменения социально-экономического фундамента и образования новых социальных группировок.

Политическая система, сложившаяся под названием принципата, оформилась далеко не сразу. Она явилась столько же плодом сознательной воли императора, сколько результатом обстоятельств и реального соотношения сил[2]. Отправной точкой здесь был закон Публия Тиция 43 г., предоставивший на 5 лет неограниченные полномочия триумвирам. Эти полномочия в результате Тарентского соглашения были продлены до 31 декабря 33 г. включительно. Таким образом, 1 января 32 г. диктаторские Октавиана и Антония юридически окончились. Однако они не слагали с себя власти, и еще в 32 г. Октавиан продолжал называть себя "триумвиром". Строго говоря, это была узурпация, и необходимо было ее легализовать. Одним из способов легализации была присяга, которую потребовали от своих войск сначала Антоний, а затем Октавиан. Смерть Антония 1 августа 30 г. фактически сделала Октавиана единственным и неограниченным повелителем римской державы, но юридически нисколько не изменила его положения. Тогда вспомнили, что в 36 г., после победы над Секстом Помпеем, Октавиану была дарована пожизненная трибунская власть. Теперь сенат ее подтвердил и расширил.

Страницы: 1 2 3

Осуществление заговора
Если бы Елизавета не умерла так неожиданно скоро, то, вероятно Петру ІІІ не пришлось бы вступать на престол, т.к. заговор уже существовал, и за Екатериной стояла уже очень сильная пария. С мужем Екатерина примириться не могла, она не могла его выносить, он же видел в ней злую, слишком независимую женщину. Во время болезни Екатерины он д ...

Задачи методики.
Таким образом, методика исследует обучения истории, многосторонние связи между компонентами процесса обучения истории: целями обучения (намечаемые результаты) — содержанием обучения (отбор материала) - преподаванием (деятельность учителя и методическое построение учебных пособий) — учебной деятельностью школьников (восприятие, мышление, ...

Новая конституция
Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 40 ...