Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества — консервативная, русофильская.
В 1830—1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. Увеличилась численность рабочих: только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 г. она выросла с 211 до 565 тысяч. Повысилась доля вольнонаемного труда. Большинство историков полагают, что промышленный переворот в России закончился в конце 1870-х — начале 1880-х гг. В текстильной, пищевой, бумагоделательной промышленности ручной труд заменялся машинным. Началось формирование промышленных районов: Петербургско-Прибалтийского, Московского, Южного (Харьковского). Однако крепостное право тормозило этот процесс.
Россия оставалась аграрной страной. В помещичьих хозяйствах по-прежнему применялся крепостной труд, росли оброк и барщина. Небольшие крестьянские наделы не позволяли развивать товарное хозяйство, они едва-едва позволяли крестьянину сводить концы с концами. В 1833 г. 11,5 млн. мужчин, т.е. 53% всех крестьян, были крепостными, в 1850 г. их число немного снизилось — 49%. Аграрный вопрос, оставаясь центральным в экономической и социально-политической жизни страны, требовал своего разрешения.
Укрепление товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, рост торговых центров — все это остро нуждалось в современной транспортной системе. Однако внутренние пути сообщения оставались архаичными и малоразвитыми. Модернизация коснулась главным образом водного транспорта. В 1808—1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Северо-запад с центром европейской части страны и Волжским торговым путем. В середине века по рекам ходило около 100 пароходов. В 1837 г. была открыта первая железнодорожная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. завершилось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Это время знаменует собой зарождение в России так называемого государственного капитализма.
В годы правления Александра I (1801—1825) была предпринята попытка общественных преобразований. Еще в начале своего царствования он выказывал стремление ввести в России «конституционную хартию», превратив тем самым самодержавный строй в конституционно-монархический. Для подготовки плана реформ был создан Негласный комитет, куда вошли друзья юности императора: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Однако при обсуждении проектов комитет действовал нерешительно, а в 1804 г. его заседания и вовсе прекратились.
Государственная символика России.
Герб
Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы: Г. государственный, Г. земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. ...
Огни новых электростанций
Развитие в Мурманской области электростанций цветной металлургии, горно-обогатительной и строительной индустрии в семилетке требовало большого количества электроэнергии. Поэтому строительство электростанций было важным участком народного хозяйства. На границе с Карелией в 1960 г. вступила в строй Иовская гидростанция. Неподалеку от нее ...
Демографические аспекты
Речь идет о еще мало изученной области. В истории Османской империи есть один существенный пробел — между замечательными переписями населения второй половины XV—XVI вв. и начатыми в 1831 г. регулярными переписями. И все-таки можно сформулировать некоторые оценки, пусть и довольно общего характера.
Точно назвать население империи нельзя ...
Разделы