Оценки юридической стороны договора противоречивы. Согласно одним мнениям, Договор о ненападении сам по себе (без протокола) не содержит ничего необычного и представляет собой типичный договор о ненападении, примеры которых часты в тогдашней европейской истории (например аналогичный пакт между Германией и Польшей)[7].[8] А.А. Пронин[9] придерживается другого мнения, указывая на то, что в договоре отсутствовал пункт, отменяющий его действие в случае, если одна из сторон совершит агрессию (такой пункт присутствовал в большинстве договоров о ненападении, заключённых СССР). В исходном советском проекте договора соблюдение нейтралитета имело предпосылкой ситуацию, при которой другая сторона окажется «объектом насилия или нападения со стороны третьей державы», но окончательная редакция статьи II договора предполагала соблюдение нейтралитета в случае, если одна из сторон станет не объектом нападения, но «объектом военных действий со стороны третьей державы». Такие формулировки были типичны для дипломатии Третьего рейха, например договор о ненападении между Германией и Латвией и договор о ненападении между Германией и Эстонией декларировали соблюдение нейтралитета «при любых обстоятельствах»; однако СССР до сих пор их не использовал. В результате договор широко открывал двери для любого нападения Германии, «спровоцированного» якобы актом насилия со стороны третьей державы[10]. А.А. Пронин также указывает, что договор тесно связан с секретным протоколом и не может оцениваться отдельно от него, равно как и вне конкретной предвоенной ситуации тех дней. Секретный протокол к договору относил к сфере интересов СССР в Прибалтике Латвию, Эстонию и Финляндию, Германии — Литву; в Польше раздел проходил по линии Нарев-Висла-Сан, Вильнюс переходил от Польши Литве. При этом, сам вопрос о том, желательно ли с точки зрения интересов договаривающихся сторон сохранение польского государства, предоставлялся «ходу дальнейшего политического развития», но в любом случае должен был решаться «в порядке дружественного обоюдного согласия». Кроме того, СССР подчеркнул свой интерес к Бессарабии, а Германия не возражала против интересов СССР в этом регионе Румынии. Дополнительный протокол оценивается А. А. Прониным как юридически неправомерный, поскольку касался третьих стран.
Лётчики
Мощные бомбоштурмовые удары по врагу наносила 8-я воздушная армия под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Т.Т. Хрюкина. В период подготовки к решающим боям, с 17 апреля по 4 мая, лётчики 8-ой воздушной армии совершили 10318 самолетовылетов и уничтожили 392 объекта, провели 141 воздушный бой и сбили 84 самолёт ...
Итоги
реформ
Интересна оценка реформ современниками. Радикалы, революционеры-демократы сочли их недостаточными, половинчатыми, а реформу 1861 г. попросту грабительской. Они разуверились в способности власти «сверху» кардинально реформировать общество полагали, что для их отечества более приемлем лозунг «К топору зовите Русь». Консерваторы видели в р ...
Внутренняя политика Турции в конце 50-х гг. ХХ века. Социально-экономическое положение
Накопившееся к началу 50-х годов недовольство политикой Народно-республиканской партии (НРП), стоявшей у власти в течение 27 лет, искусно использовала оппозиционная Демократическая партия (ДП). На выборах в меджлис 14 мая 1950 г. она одержала внушительную победу и получила 408 депутатских мандатов из 487. Новый меджлис избрал президенто ...
Разделы