Военные реформы Петра I.
Страница 2

Для обучения солдат и офицеров был издан «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооружённой борьбы. Для обучения офицеров ещё в 1698 – 1699 гг., была основана Бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийская, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ.

Широко практиковалась стажировка молодых дворян заграницей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Указ от 20 февраля 1705 года завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битве под Полтавой и др. сражениях.

Одновременно, с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу «Устава воинского»: «Краткое обыкновенное учение» (1700 г.), «Уложение или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам» (1702 г.), «Краткий Артикул» Меньшикова (1706 г.). В 1719 году были опубликованы «Устав воинский» вместе с «Артикулом воинским» и другими военными законами.

«Артикул воинский» содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах и по отношению и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным жителям.

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.

В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских флотов флот Петра отличался прежде всего тем, что вначале он состоял в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров. Лишь они могли обеспечить России господство в Балтийском море.

Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

· создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их

· появление целой плеяды талантливых полководцев: Меньшиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.

· создание мощного военно-морского флота (почти из ничего)

· небывалый рост расходов и как следствие – покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из простого народа

Страницы: 1 2