После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Залогом возрождения обители были святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. Над Валаамом постоянно нависала угроза поругания иноверцами-лютеранами. Это придало решимости архимандриту Тихвинского монастыря Макарию в 1685 году обратиться к российским самодержцам с прошением о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа. Чувства архимандрита Макария были святы и бескорыстны, но перенос мощей угрожал Валааму навсегда остаться жилищем мирских людей. С разрушением духовного основания обитель могла уйти в историю и не восстановиться. По молитвам преподобных Сергия и Германа Господь уготовал ей другую судьбу.
Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I.
Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Новопостроенную церковь освятил архимандрит Иринарх. Монастырские записи свидетельствуют, что он был на Валааме 13 марта 1719 года и совершил здесь постриг в монахи Исидора Шарова с именем Иосиф, ставшего впоследствии строителем Валаамского монастыря. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.
12 февраля 1724 года в строители Валаамской обители был произведен монах Иосиф (Шаров). В 1751 году, по прошению строителя Ефрема, императрица Елизавета Петровна пожаловала 1 000 рублей на необходимую починку и постройку монастырских зданий и особенно на церковную утварь и на исправление иконостаса и образов. В 1757 году строитель Ефрем был возведен в сан игумена, в монастыре начался период игуменского правления.
Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса.
В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде. Разрушение стоило монастырю по смете 586 рублей.
Штурм Измаила
К осаде Измаила Потемкин приступил поздно осенью. Для захвата крепости была выделена группа войск, насчитывающая 31 тыс. человек при 600 орудиях и флотилия де-Рибаса. Турки имели в Измаиле крупный гарнизон в 35 тыс. человек и крепостную артиллерию, насчитывающую 300 орудий. Крепость имела сильные укрепления. Мощный вал с семью бастионам ...
Общественный строй.
Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI – IX вв. пашенное зем ...
Упадок дворянства.
В первой главе своей книги автор объясняет происхождение мифа об упадке дворянства и причины господства этого мифа среди исследователей. Почему же возник этот миф? Корни его кроются в ошибочном понимании многими западными и советскими историками природы российского общества и размаха происходящих в нем перемен. Российские экономисты, по ...
Разделы