Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
В середине 70-х годов в среде народников распространилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей.
Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название «Земля и воля». Организацией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Антекман и пр. Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т.д.
Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматривался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций - «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.
80 - 90-е годы в России были временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения общественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие - вели марксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В 1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и Ю.Л. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший из себя широкомасштабное социал-демократическое объединение, в состав которого входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.
Либеральная оппозиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учреждений, выражала свое недовольство произволом властей, требовала совершенствования государственного строя (представительного учреждения), но, в то же время, выступала за мирное разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое отражение на страницах таких периодических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называемых «адресов», в которых высказывались предложения различных реформ.
В 80 - 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г. возник кружок «Беседа», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладываются основы либеральной идеологии, формируются политические доктрины и концепции русского либерализма. Таким образом, в качестве ядра освободительного движения второй половины XIX века можно выделить деятельность народнических организаций и групп.
Распространение научных званий.
Ересь стригольников, как уже было сказано, была наиболее резким проявлением рационалистического течения в духовной жизни русского общества, в общем, порабощенной церковной традицией и мистикой. Проблески такой же тенденции к умственной самостоятельности можно усматривать и в попытках усвоения различных приобретений научной мысли. В расс ...
Сельское хозяйство
В конце XIX в. капитализм активно вторгался в сельское хозяйство. Различные социально-экономические условия обусловили и различные пути утверждения капиталистических отношений в сельскохозяйственном производстве: прусский или американский. Развитие капиталистического сельского хозяйства с сохранением крупных помещичьих латифундий есть п ...
Доминиканский период
В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден - доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употре ...
Разделы