Египет в эпоху нового царства
Страница 2

Материалы » Древний Египет » Египет в эпоху нового царства

Только через двадцать лет после победы под Мегиддо Тутмосу удалось расправиться с Кадешем.

Походы в Палестину и Сирию следовали один за другим: за двадцать лет Тутмос III совершил не менее пятнадцати походов, упорно закрепляя за собой завоеванное и занимая все новые и новые города и области.

Город Каркемиш на Евфрате, находящийся на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии, был, по-видимому, самым северным пунктом, в который наведывался во время своих военных походов Тутмос III.

Царство Митанни, стоявшее в те времена на вершине своего могущества, притязало на Сирию, и потому победа Египта над Сирией не могла не привести к столкновению между двумя державами. Все Сирийские государства надеялись на Митанни в борьбе против египетского владычества. Принудив на тридцать третьем году своего царствования митаннийское войско уйти за Евфрат, Тутмос III перевез по суше построенные в финикийском городе Библе корабли и переправился через реку. Митаннийцам пришлось отступить дальше, и Тутмос поплыл вниз по Евфрату, грабя и разоряя города и поселки.

Новое поражение постигло державу Митанни два года спустя. Но и после этого митаннийцы продолжали вмешиваться в сирийские дела.

Держава, которую удалось создать Тутмосу III, простиралась от северной окраины Сирии до четвертых порогов Нила. Преемникам Тутмоса не удалось выйти за эти рубежи. Эфиопия, Сирия, Палестина и Ливия платили ежегодную дань. Дары фараону прибывали и с южных берегов Красного моря и со средиземноморских островов. На этих землях египетский наместник Сирии и Палестины также считался доверенным лицом Тутмоса III.

Вавилонские, хеттские и ассирийские цари вынуждены были считаться с возросшим международным значением Египта и отсылали фараону богатые подарки, которые воспринимались им как дань. Побежденных сирийских и палестинских правителей он заново назначал в их города с тем условием, что они будут исправно присылать дань.

После смерти Тутмоса, завершившей историю его почти 54-летнего царствования, на престол вступил его сын, Аменхотеп И. Фараон Аменхотеп регулярно прочесывал Сирию и Палестину в поисках добычи и попутно гасил «мятежи».

Со своими противниками Аменхотеп II был очень жесток. Сто тысяч воинов и мирных жителей были угнаны в рабство, семь правителей было умерщвлено. Цари хеттов, Вавилона, даже Митанни благоразумно предпочитали почаще присылать Аменхотепу дары

При Тутмосе IV, хотя и он наведывался в Сирию и Палестину, произошло некоторое сближение с Митанни, скрепленное женитьбой фараона на митаннийской царевне. После подавления восстания в Эфиопии остальные тридцать три года своего правления Аменхотеп не предпринимал военных кампаний.

Северные и южные владения были покорены и замирены. Прежний союзник сирийцев царь Митанни был другом фараона. Заговор некоторых сирийских и палестинских правителей, имевший целью склонить на свою сторону вавилонского царя, не удался - царь Вавилонии отверг предложения заговорщиков.

Азиатские цари преклонялись перед блеском египетского золота и мощью египетского оружия. Вавилонский и митаннийский правители слали египетскому «брату», как залог дружбы, своих царевен. Сами они при этом не получили из Египта ни одной царской дочери.

В 1343 году до н. э. на престол взошел сына Аменхотепа III Аменхотеп IV, который спустя 6 лет повелел называть себя Эхнатоном (Аменхотеп означает «Амон доволен», Эхнатон — «Угодный Атону»). Это послужило началом невиданной ранее в истории религиозной реформы. Фараон Аменхотеп IV стоял во главе движения служилой знати против потомственных сановников и жрецов. Прославление его за возвышение и обогащение безродных людей стало излюбленным мотивом в надписях новых сановников. Многие из них прямо заявляли, что они были возведены в сановники из ничтожества.

Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны. Амон, другие божества и храмы, а также местная знать, для которой они служили опорой, попали при этом фараоне в немилость. Аменхотеп IV ввел новый государственный культ бога Амона. Предметом его стало особое царское божество Солнце, только не в своем прежнем виде местного бога, а как «живой» солнечный диск Атон. Новая знать чтила это божество, а вместе с ним и самого царя.

Эхнатон царствовал семнадцать лет, после чего умер. Зятья фараона, наследовавшие ему один за другим, отнюдь не собирались столь же безоговорочно проводить его политику. Сменккара, первый из наследников, восстановил почитание Амона. При втором, Тутанхатоне (переименованномпозже в Тутанхамона), бывшем в момент вступления на престол еще мальчиком, новый культ Атона перестал быть государственным. Во времена Тутанхамона отстраивались заброшенные храмы, юный фараон одаривал их рабами, продовольствием и сокровищами.

Страницы: 1 2 3 4

Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.
Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само сущес ...

Установление принципата августа
С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных людей. С развитием рабовладельческого строя и ...

Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный
Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в. Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление « ...