Строительство здания Кунсткамеры

Материалы » Здание кунсткамеры Санкт-Петербурга » Строительство здания Кунсткамеры

Здание Кунсткамеры принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Оно предназначалось для библиотеки и коллекций первого русского музея, основанного Петром I. Первоначально под Кунсткамеру были отведены палаты Кикина близ Смольного двора. Небольшие по размерам, они могли служить для музея лишь временным пристанищем.

Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734 году здание Кунсткамеры имеет сложную историю. Его строительство осуществлялось архитекторами И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцовым.

Здание имеет три этажа и разделяется башней на две одинаковые части. Башня украшена рустовкой, скульптурой в нишах, колоннадой в 2 яруса и увенчена фонариком с куполом, несущим глобус. Башня в виде двух восьмериков с золоченным куполом. Первоначально Кунсткамера была деревянной, боковых крыльев не было, позже – кирпичной, оштукатуренной и выкрашенной в голубовато-бирюзовый цвет «под Рамтерелли». В качестве основного декора стен применены обычные плоские наличники стен и фленки.

Восточный корпус с большим двухэтажным залом предназначался под библиотеку, симметричный ему западный корпус с таким же залом - под музейные коллекции. В центральном объеме и башне размещались анатомический театр и первая русская обсерватория. В круглом зале третьего этажа был установлен так называемый "Готторпский глобус".

В 1747 году здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1754-1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена. Архитектурная обработка главного фасада Кунсткамеры в том виде, в каком она была осуществлена, не вполне отвечает замыслу Матарнови. Отсутствует задуманное им скульптурное оформление. Плоские лопатки членят стену по вертикали. Лопатки на выступающих углах рустованы. Характерен для зодчества начала XVIII века мотив неглубоких круглых ниш под окнами.

В помещениях первого этажа Кунсткамеры сохранилась лепная обработка сводов, выполненная в 1760-х годах в стиле барокко. В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук помещения были украшены четырьмя скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся ученых. До нашего времени дошли два гипсовых аллегорических барельефа, исполненных скульптором М. П. Павловым в 1778 году. Один из них изображает "Россию", другой - "Празднующую Европу". Из скульптурных портретов сохранился один барельеф с изображением великого математика XVIII века Л. Эйлера. Отдельные помещения Кунсткамеры (в том числе "Египетский зал") расписаны в 1819-1825 годах художником Ф. Рихтером. В 1887 году в связи с ростом этнографических коллекций Академии наук Кунсткамера была расширена путем пристройки флигеля по переулку.

В 1947-1948 годах архитектором Р. И. Капланом-Ингелем в соответствии с первоначальным проектом над башней Кунсткамеры восстановлена вышка. В настоящее время в залах Кунсткамеры экспонируются коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук, том числе предметы, хранившиеся в петровской Кунсткамере. Помещения башни заняты Музеем М.В. Ломоносова. Здесь хранится знаменитый Готторпский глобус, восстановленный после пожара 1747 года.

Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный
Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в. Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление « ...

Литература удельной эпохи.
Творчество это проявлялось в составлении поучений, житий святых, канонов, и церковных песнопений, исторических сказаний, описаний разных стран и т. д. Поучения на религиозно-нравственные темы дошли от епископов суздальских Серапиона и Дионисия, от Стефана Пермского, от митрополита Петра, Алексея, Киприана, Фотия, от преп. Кирилла Белозе ...

Творчество М. В. Ломоносова.
Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Х ...