Братства и освободительное движение

Материалы » Антифеодальное движение » Братства и освободительное движение

В условиях усиления освободительного движения на Украине возникали братства — общественные союзы православного украинского населения — горожан, духовенства, шляхты, казаков. Они играли заметную роль в политической и культурной жизни, противостояли наступлению католичества и униатства, национальным притеснениям. Такие братства появились и в Белоруссии, испытывавшей такие же притеснения.

На Украине первое братство возникло во Львове (1586) при церкви Успения вместе со школой и типографией. В конце XVI и в начале XVII в. братства были основаны в Рогатине, Городке, Галиче, Сатанове, Виннице, Дрогобыче, Кременце, Луцке, Немирове, Лубнах, Киеве и других городах.

Особенно активно действовало Киевское братство, основанное в 1615 г. В него вступило Войско Запорожское во главе с гетманом Петром Сагайдачным (1620). Это братство принимало участие в восстановлении деятельности православной церкви на Украине, выступало за освобождение Украины и воссоединение ее с Россией, поддерживало связи с Москвой.

Братства формально подчинялись вселенскому патриарху в Иерусалиме и высшему православному духовенству (митрополиту, епископам) на Украине. Но они действовали независимо и пытались даже контролировать церкви и монастыри. Среди известных деятелей братств были высокообразованные люди, просветители Юрий Рогатинец, Дмитрий Красовский, Кирилл Ставровецкий.

Деятельность братств была достаточно широкой. Они основывали школы, типографии и больницы, отстаивали интересы православных церквей и городского населения. Деятельность братчиков противостояла наступлению феодалов, католичества и унии, объединяла общественные силы освободительного движения против господства Речи Посполитой. Они выступали за воссоединение Украины с Россией. Братства укрепляли связи украинского народа с народами Болгарии, Сербии и других славянских стран, находившихся под гнетом султанской Турции, поддерживали их освободительную борьбу.

Братства, православное духовенство, шляхта, казачество, мещане добивались восстановления деятельности православной церкви, фактически ликвидированной после; Брестской церковной унии. В 1620 г. из Москвы в Иерусалим возвращался патриарх (глава) православной церкви Феофан. В Киеве он высветил митрополитом киевским и галицким ректора Киевской братской школы Иова Борецкого, а также нескольких епископов на православные кафедры (епархии или епископские округа) Украины и Белоруссии. На Украине патриарха сопровождал и охранял казацкий полк Петра Сагайдачного. Польско-шляхетское правительство и униаты не смогли этому помешать.

Православное духовенство Украины активизировало связи с Россией. Иов Борецкий направлял в Москву свои посольства (1622, 1624), которые поднимали вопрос о воссоединении Украины с Россией. После смерти Иова Борецкого (1631) на арену религиозной борьбы выдвинулся Петр Могила (1596— 1647) — сын молдавского воеводы, церковный и просветительный деятель, архимандрит Печерского монастыря, а вскоре — митрополит киевский и галицкий. Петр Могила учился во Львовской братской школе, служил в польском войске, был выразителем интересов украинских магнатов. Поэтому он не пользовался авторитетом среди низшего православного духовенства, украинской шляхты, мещан и казаков. Могила заботился об укреплении православной церкви и возвращении ей поместий. Но заложенные ранее связи православного духовенства с Россией не нашли развития вплоть до освободительной войны 1648 —1654 гг. Низшее православное духовенство приняло активное участие в освободительном движении.

Освободительное движение украинского народа в конце XVI и первой половине XVII в. подготовило силы для решительной и успешной борьбы против господства шляхетской Речи Посполитой, осуществления великой исторической цели — воссоединения Украины с Россией.

Внешняя политика Сасанидов в III–IV в.
Внешняя политика государства в первые века его существования в основном определялась экономическими и политическими интересами рабовладельческой знати. Необходимым условием постоянного воспроизводства рабовладельческих хозяйств являлись войны и захват рабов. Ардашир I захватил почти все области, подчинявшиеся некогда парфянам, сасанидс ...

Битва на курской дуге.
После поражения под Сталинградом, весной 1943 года немецкое командование разработало план операции Цитадель, который предполагал провести крупное сражение летом 1943 года в районе города Курска. Где в результате наступления Красной армии зимой 1942-1943 года образовался большой выступ, вошедший в историю под названием Курской дуги. ( ...

Ливонская война (1558 – 1583).
Как уже упоминалось, одной из основных задач России была борьба за выход к Балтийскому морю. С этой целью Иван Грозный начал войну против сильно ослабевшей Ливонии. Государственные интересы требовали установления тесных связей с Западной Европой, но эти связи в то время легче всего было установить через моря, а также для обеспечения обо ...