Братства и освободительное движение

Материалы » Антифеодальное движение » Братства и освободительное движение

В условиях усиления освободительного движения на Украине возникали братства — общественные союзы православного украинского населения — горожан, духовенства, шляхты, казаков. Они играли заметную роль в политической и культурной жизни, противостояли наступлению католичества и униатства, национальным притеснениям. Такие братства появились и в Белоруссии, испытывавшей такие же притеснения.

На Украине первое братство возникло во Львове (1586) при церкви Успения вместе со школой и типографией. В конце XVI и в начале XVII в. братства были основаны в Рогатине, Городке, Галиче, Сатанове, Виннице, Дрогобыче, Кременце, Луцке, Немирове, Лубнах, Киеве и других городах.

Особенно активно действовало Киевское братство, основанное в 1615 г. В него вступило Войско Запорожское во главе с гетманом Петром Сагайдачным (1620). Это братство принимало участие в восстановлении деятельности православной церкви на Украине, выступало за освобождение Украины и воссоединение ее с Россией, поддерживало связи с Москвой.

Братства формально подчинялись вселенскому патриарху в Иерусалиме и высшему православному духовенству (митрополиту, епископам) на Украине. Но они действовали независимо и пытались даже контролировать церкви и монастыри. Среди известных деятелей братств были высокообразованные люди, просветители Юрий Рогатинец, Дмитрий Красовский, Кирилл Ставровецкий.

Деятельность братств была достаточно широкой. Они основывали школы, типографии и больницы, отстаивали интересы православных церквей и городского населения. Деятельность братчиков противостояла наступлению феодалов, католичества и унии, объединяла общественные силы освободительного движения против господства Речи Посполитой. Они выступали за воссоединение Украины с Россией. Братства укрепляли связи украинского народа с народами Болгарии, Сербии и других славянских стран, находившихся под гнетом султанской Турции, поддерживали их освободительную борьбу.

Братства, православное духовенство, шляхта, казачество, мещане добивались восстановления деятельности православной церкви, фактически ликвидированной после; Брестской церковной унии. В 1620 г. из Москвы в Иерусалим возвращался патриарх (глава) православной церкви Феофан. В Киеве он высветил митрополитом киевским и галицким ректора Киевской братской школы Иова Борецкого, а также нескольких епископов на православные кафедры (епархии или епископские округа) Украины и Белоруссии. На Украине патриарха сопровождал и охранял казацкий полк Петра Сагайдачного. Польско-шляхетское правительство и униаты не смогли этому помешать.

Православное духовенство Украины активизировало связи с Россией. Иов Борецкий направлял в Москву свои посольства (1622, 1624), которые поднимали вопрос о воссоединении Украины с Россией. После смерти Иова Борецкого (1631) на арену религиозной борьбы выдвинулся Петр Могила (1596— 1647) — сын молдавского воеводы, церковный и просветительный деятель, архимандрит Печерского монастыря, а вскоре — митрополит киевский и галицкий. Петр Могила учился во Львовской братской школе, служил в польском войске, был выразителем интересов украинских магнатов. Поэтому он не пользовался авторитетом среди низшего православного духовенства, украинской шляхты, мещан и казаков. Могила заботился об укреплении православной церкви и возвращении ей поместий. Но заложенные ранее связи православного духовенства с Россией не нашли развития вплоть до освободительной войны 1648 —1654 гг. Низшее православное духовенство приняло активное участие в освободительном движении.

Освободительное движение украинского народа в конце XVI и первой половине XVII в. подготовило силы для решительной и успешной борьбы против господства шляхетской Речи Посполитой, осуществления великой исторической цели — воссоединения Украины с Россией.

Строительство здания Кунсткамеры
Здание Кунсткамеры принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Оно предназначалось для библиотеки и коллекций первого русского музея, основанного Петром I. Первоначально под Кунсткамеру были отведены палаты Кикина близ Смольного двора. Небольшие по размерам, они могли служи ...

Планировка
Основной частью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение – служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильём посредством сеней. Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемым помещением. Сени служили для защиты жилой комнаты о ...

Литература, музыка и театр
Литература петровской эпохи носит переходный характер, основная тенденция её развития - интенсивный процесс обмирщения. Пётр I, чуждый церковным интересам, старался придать литературе светский, реально-жизненный и общественный характер. Изменилась сама «внешность» книги - гражданская азбука отделила светскую книгу от церковной книги. Ес ...