Освободительная борьба украинского народа в первой четверти XVII в. Петр Сагайдачный
Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в.
Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление «Об украинских казаках», где шла речь о мерах и средствах подавления народных восстаний. Эти восстания ослабили силы польских интервентов в России, способствовали победам народного ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освобождению Москвы в октябре 1612 г. Эта победа дала новый толчок освободительному движению на Украине. Польский сейм в сентябре 1616 г. отмечал, что на Украине около 40 тысяч вооруженных казаков не признают власти Речи Посполитой и фактически создают свою республику. Поэтому польское правительство, начав новую интервенцию против России, было вынуждено разделить свое войско: одна его часть двинулась на Москву, вторая отправилась подавлять восстание на Брацлавщине.
На Киевщине вблизи урочища Сухая Ольшанка повстанческие отряды остановили войско карателей. Не полагаясь на силу оружия, польско-шляхетское командование начало переговоры и дало много обещаний старшине, возглавляемой гетманом Петром Сагайдачным. В результате 28 октября 1617 г. было заключено Ольшанское соглашение, согласно которому повстанческое войско распускалось, оставалась только тысяча реестровых казаков, а остальные возвращались под власть магнатов и шляхты.
Петр Сагайдачный в отношениях с Речью Посполитой был склонен к взаимным уступкам. Этот выходец из украинской шляхты стал весьма образованным человеком — учился в Острожской школе, учительствовал, написал произведение «Объяснение об унии», где решительно выступил в защиту православной веры, против унии и католицизма. Сагайдачный занимал почетное место среди казацкой старшины, прославился целеустремленной борьбой против Крымского ханства и султанской Турции. «Этот Петр Конашевич — муж редчайшей мудрости и зрелого суждения в делах, остроумный в словах и поступках, хотя своим происхождением, образом жизни и привычками был простым человеком, все-таки в глазах грядущего потомства он достоин стать в один ряд с самыми выдающимися людьми своего времени . Словом, это был человек смелого разума, искавший опасностей, не щадящий жизни, первый в нападении, а в отступлении последний»,— так характеризовал Петра Сагайдачного один из современников. В 1616 г. Сагайдачный возглавил поход реестровых казаков на Крымское ханство и разрушил крепость Кафу. В освободительном движении на Украине Сагайдачный нередко занимал компромиссную и соглашательскую позицию. С польскими правителями он заключил Роставицкое соглашение (1619), согласно которому реестр казаков увеличивался до 3 тысяч. Однако и это соглашение вызвало протест крестьянско-казацких масс.
В конце концов, Сагайдачный понял, что единственно верным путем для Украины было бы ее воссоединение с Россией. В 1620 г. по воле Войска Запорожского он отправил в Москву посольство во главе с полковником Петром Одинцом с просьбой принять казаков на службу Российскому государству. Эти первые переговоры имели важное значение: царское правительство одобрило намерение казаков.
Последствия военного переворота в Турции. Деятельность Комитета национального
единства
Комитет национального единства, взявший власть в Турции в результате государственного переворота 27 мая I960 г., распустил меджлис (парламент), упразднил конституцию и объявил вне закона Демократическую партию (ДП), конфисковав партийные средства в пользу государства. Руководители ДП и правительства, видные депутаты, высшие должностные ...
Политическая карта Азии на рубеже нового времени
Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай, которым с середины XIV до середины XVII в. правила династия Мин. На протяжении многовековой истории размеры территории, населенной китайцами (ханьцами), неоднократно менялись, но их этнографические границы не выходили за пределы провинций собственно Китая, и в частности за Великую ки ...
Причины принятия христианства.
По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира явилась завершением начавшегося ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставили многих представителей и славян и варягов расстаться со старой верой; ещё при Игоре, более чем за пол века до ...
Разделы