Литература, музыка и театр

Литература петровской эпохи носит переходный характер, основная тенденция её развития - интенсивный процесс обмирщения. Пётр I, чуждый церковным интересам, старался придать литературе светский, реально-жизненный и общественный характер. Изменилась сама «внешность» книги - гражданская азбука отделила светскую книгу от церковной книги. Если раньше книги издавались в основном «по благо- словению церкви», то теперь – по повелению государя. Литература, особенно публицистическая, служила пропагандистским целям. В произведениях этого жанра разъяснялись необходимость и польза преобразований. Вместе с тем литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций смогла выполнить также функции развлекательные.

Изменяется и сам тип писателя – если раньше это был, как правило, монах, пишущий по обету, то теперь это – грамотей, пишущий по закону.

Характерная черта литературы Петровского времени – появление нового героя. В этом сказалось влияние западноевропейских рационалистических и гуманистических идей. В центре внимания литературы - человек-деятель, патриот, гражданин, слуга отечества. Это человек, верящий в свои силы и преодолевающий трудности и невзгоды. Не случайно особой популярностью в то время пользуются различные «гистории», в частности, «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Сюжет повести не нов – это похождение блудного сына. Но если в подобных повестях XVII века героя сопровождают несчастья и он, раскаявшись, возвращается домой, то Василию сопутствует удача благодаря его личной предприимчивости. Это история (и ей подобные) должна была убедить читателя, что уважение, почёт и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.

В поэзии преобладают «стихи на случай» - на победу, на знаменательные даты (рождение, брак). Получают распространение «канты», «виваты» (торжественная лирика), возникает любовная лирика, что опять-таки свидетельствует о проявлении интереса к человеческой личности, её чувствам.

Большой популярностью пользовалась перевозная западноевропейская художественная литература.

В среде простого народа сохранялось влияние традиционной литературы: духовно-учительной, «жития святых», сборники духовных стихов и т.д. По мере отдаления крупнейших военных и политических событий народная память запечатлевала их в традиционной форме былин, исторических писем, в форме сказок, притчей и т.д. В них отражены и Полтавская битва, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти, прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Особое место в русском фольклоре занимал образ Петра I.

В 1702 году в Москве был сооружён театр, открывший двери простой публике. Играли там немецкие актёры, репертуар состоял из немецких и французских пьес. Театры заводила и знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров был большой возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах отражались события современности. Театры ставили и чисто исторические по тематике пьесы (например, «Владимир» Ф.Прокоповича и др.). Основным центром театральной деятельности была Славяно-греко-латинская академия в Москве. Много сил театру отдавали Ф.Прокопович, доктор Бидлон, Ф.Журовский.

Что же касается светской музыки, то она продолжала оставаться такой же «потехой» двора, как и во времена Алексея Михайловича. Не видя в музыке средства решения практических задач, Пётр не уделял её развитию особого внимания, рассматривал её лишь как средство внесения в общественную жизнь большого блеска, разнообразия, оживления. Музыка сопровождала народы, балы непременным комплементом театральных представлений. В аристократической среде распространяется любительское музицирование. Некоторые вельможи заводят у себя оркестры. Появляются первые регулярные концерты. Таким образом, в Петровское время музыка входит в обиход высших слоёв общества.

Образование
Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из пер­вых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликви­дирован университетский суд, запре­щены любые студенческие объеди­нения ...

Европейские христианские миссии
Представителями интересов европейских держав в Африке были и религиозные миссии, путь которым проложило открытие ее новых районов. Каковы бы ни были субъективные устремления отдельных представителей религиозных миссий, объективно они служили агентурой политического и экономического оправдания европейской колониальной экспансии в Африке ...

Процесс
К концу 1709 г. Петр послал сына в Дрезден. Заграничное путешествие было предпринято под предлогом усовершенствования в науках, но в действительности Петр желал устроить брак своего сына с какой-нибудь немецкой принцессой. Тот решил жениться на брауншвейгской принцессе Софии-Шарлотте, которая, как он писал своему духовнику, «человек доб ...