Просвещение и наука

Для успешного развития начальных преобразований России требовались новые, подготовленные и образованные кадры. Поэтому в первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казённый счёт общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Была создана целая сеть школ начального обучения. Таковыми были «цифирные школы», епархиальные школы для детей представителей духовенства, гарнизонные школы для солдатских детей.

Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. Самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения (например, Навигационная школа в Москве).

Модный импульс получило развитие книгопечатания. Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. «Облегчённый» гражданский шрифт способствовал более массовому потреблению книжной продукции. Резко выросли тиражи издаваемых книг, расширился их ассортимент. Если раньше выпускались в основном книги «духовного содержания», то в начале XVIII века широко издаются учебники, книги по естествознанию и технике, астрономии, гидростроительству, медицине, артиллерии и т.д. Появились книги и по гуманитарному знанию. Огромное значение имело значение издание газеты «Ведомости». Главной книгографией страны был Московский печатный двор.

Наука в петровское время развивалась, прежде всего, нуждами практики. Истощение пушных богатств освоенной в XVII века части Сибири заставило русских людей искать новые земли, новые пушные и рыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далёкие восточные страны. Так, в 1716 году была предпринята экспедиция на Камчатку, в 1711 году были разведаны Курилы, в 1720-1724гг. экспедиция Мессершмидта дошла до Лены и Забайкалья, были отправлены экспедиции в Хиву и Бухару и т.д. Итогом многих экспедиций было составление географических карт, вошедших в «Атлас Российской империи».

Небывалого успеха в петровский период достигли геологические изыскания. За 1700-1711 гг. в Европейской России было открыто 121 рудное месторождение.

Большие успехи были в развитии практической механики. Огромная работа была проведена по созданию и собиранию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике, биологии и т.д. Была организована астрономическая обсерватория. Широко известен петровский указ 1720 года о собрании древних рукописей. В 1716 году стали создаваться исторические труды (работы по истории Поликарпова, «Рассуждения о причинах Светской войны» П.Шафирова и другие).

Наиболее масштабным достижением реформ Петра I в области просвещения было создание Академии наук. В начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия).

В Академии было три отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Первые члены Академии должны были следить за всей новой литературой по специальности «делать изобретения» и выступать «с докладами и советами». Наряду с русскими учёными в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные учёные (математик И.Герман, физик и математик Д.Бернулли, астроном и географ И.Делиль и другие). К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 году.

Борьба СССР за предотвращение войны
В 1938г. Гитлеровская Германия при молчаливом согласии западных держав оккупировала Чехословакию. СССР, проводя мирную политику коллективной безопасности, не признал оккупации Чехословакии и предложил ей военную помощь, от которой правительство этой страны отказалось. Франция не выполнила своих обязательств по договорам о военной помощи ...

Царствование Николая I
Становление правового строя в европейских странах делало очевидной необходимость правовой регламентации действий даже самодержавнейшего из монархов континента. Вспомним, что именно при Николае I произошла кодификация законодательства России XVII — первой четверти XIX вв. и создан Свод законов — действовавшее законодательство, которое ре ...

Начало трудовой биографии
« Я начал работать в очень раннем возрасте, -говорил Хрущев в Болгарии. « Детство и юность я провел на шахтах. Если Горький прошел школу народных университетов, то я воспитывался в шахтерском «университете». Это был для рабочего человека тоже своего рода Кембридж, «университет» обездоленных людей России». Карьера Хрущева развивалась с ...