Валаамская обитель после шведского разорения 1611 года

Материалы » Валаамский монастырь » Валаамская обитель после шведского разорения 1611 года

При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов, засвидетельствовав своею кровью любовь ко Христу и преданность Православной Церкви. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года. Только святые мощи преподобных первоначальников Сергия и Германа оставались на Валааме в глубине могилы. Сохранилось предание, что шведы намеревались извлечь их из недр земли и предать публичному поруганию. При первых же к тому попытках, по молитвам преподобных отцов Сергия и Германа, Господь послал на кощунников лютый недуг. Поняли шведы, как немощны они и ничтожны пред Богом и Его святыми угодниками. С тех пор они не помышляли и коснуться святых мощей, более того, стали почитать их. Чтобы место покоя преподобных не было потревожено, они построили над ним деревянную часовню.

Часовня, воздвигнутая в 1685 году наскоро, стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Иноверцы постепенно забывали святость места и чудотворную силу, охраняющую его. Один из прибрежных жителей (лютеранин) дерзнул низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия: страшные язвы покрыли все тело, несчастный не мог сдвинуться с места. К вечеру он был найден товарищами, которые отвезли его домой. Его мучения приводили всех в ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где все произошло, они вспомнили о святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно на Валаам, и там, испросив над святой могилой прощения, он был исцелен. Вразумленный финн осознал безумие своего поступка и, вопреки учению своей веры, стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.

Ожидая нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу. Там, по царскому указу, был основан монастырь святителя Николая чудотворца. Но шведы пришли и сюда. Разорив Ладогу, они умертвили иноков и захватили часть казны. Оставшиеся в живых перешли в Тихвинскую Успенскую обитель. На этом испытания не закончились: теперь уже поляки напали на Тихвин. Когда гроза миновала, монахи обратились к Новгородскому митрополиту Исидору с просьбой о пристанище.

Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны. Лишь селения, располагавшиеся в глубине края, сохранили православие. Многие карелы, покинув свои исконные места, переселились в Россию. Их потомки осели в Новгородской и Тверской губерниях.14

По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.

Общественный строй.
Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI – IX вв. пашенное зем ...

Церковная реформа
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию ...

Опричнина.
Как уже упоминалось, в 60-е года ХУ1 в. число мятежей, предательств и измен со стороны боярской знати было настолько велико, что возникала необходимость в усиление самодержавной власти царя. Царь считал, что все неудачи его политики неразрывно связанны с предательством бояр и что только он, обладая сильной самодержавной властью, сможет ...