При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов, засвидетельствовав своею кровью любовь ко Христу и преданность Православной Церкви. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года. Только святые мощи преподобных первоначальников Сергия и Германа оставались на Валааме в глубине могилы. Сохранилось предание, что шведы намеревались извлечь их из недр земли и предать публичному поруганию. При первых же к тому попытках, по молитвам преподобных отцов Сергия и Германа, Господь послал на кощунников лютый недуг. Поняли шведы, как немощны они и ничтожны пред Богом и Его святыми угодниками. С тех пор они не помышляли и коснуться святых мощей, более того, стали почитать их. Чтобы место покоя преподобных не было потревожено, они построили над ним деревянную часовню.
Часовня, воздвигнутая в 1685 году наскоро, стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Иноверцы постепенно забывали святость места и чудотворную силу, охраняющую его. Один из прибрежных жителей (лютеранин) дерзнул низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия: страшные язвы покрыли все тело, несчастный не мог сдвинуться с места. К вечеру он был найден товарищами, которые отвезли его домой. Его мучения приводили всех в ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где все произошло, они вспомнили о святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно на Валаам, и там, испросив над святой могилой прощения, он был исцелен. Вразумленный финн осознал безумие своего поступка и, вопреки учению своей веры, стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.
Ожидая нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу. Там, по царскому указу, был основан монастырь святителя Николая чудотворца. Но шведы пришли и сюда. Разорив Ладогу, они умертвили иноков и захватили часть казны. Оставшиеся в живых перешли в Тихвинскую Успенскую обитель. На этом испытания не закончились: теперь уже поляки напали на Тихвин. Когда гроза миновала, монахи обратились к Новгородскому митрополиту Исидору с просьбой о пристанище.
Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны. Лишь селения, располагавшиеся в глубине края, сохранили православие. Многие карелы, покинув свои исконные места, переселились в Россию. Их потомки осели в Новгородской и Тверской губерниях.14
По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.
Промышленное развитие города
В послевоенные годы Красноярск продолжил свое развитие в качестве одного из крупнейших индустриальных центров Сибири. Основу экономики города составили машиностроительная, металлургическая и химическая промышленность, а так деревообработка. В нем были построены такие промышленные гиганты, как Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ), Красн ...
Новая конституция
Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 40 ...
Характеристика ленинских планов
построения социализма в России. Характеристика
социализма как социального строя
Социализм - социальный строй, возникающий в результате социалистической революции, первая фаза коммунизма. За короткий срок в результате передачи основных средств производства в руки народа, национализации земли, заводов, фабрик, банков, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции предусматривается ...



Разделы